Армейский призыв в России вызывает массу скандалов по поводу нарушения прав человека. Но эта система слишком выгодна военному начальству, чтобы ее отменять.
18-летний Петр из города Королева был призван в армию осенью прошлого года. Старшие сослуживцы заставляли его уходить с территории воинской части в город, вылезая через дыру в забое, и выпрашивать у прохожих деньги. Старослужащие избивали его табуретками и пряжками от ремня, приставляли к нему горящие зажигалки, каждые две недели его заставляли сдавать кровь, чтобы заработать немного денег для солдат-"дедов". В конце концов он сбежал из части.
"Знаете, что я однажды написал на заборе? "Выпустите меня отсюда", - строки из письма семье, которое написал Дмитрий Опарин, новобранец из Челябинска. Дмитрий был призван в армию вместе со своим братом-близнецом Александром в июне 2003 года. Обоих направили служить в Московскую область. В ноябре прошлого года, жестоко избитые сержантом, братья дезертировали. Убив двух милиционеров после того, как они покинули территорию воинской части, они пытались скрыться, позже Александр погиб во время осады сотрудниками правоохранительных органов дома, в котором укрылись братья.
"Воинская повинность - это как смерть", - писал Лев Толстой о русской армии середины XIX века. Возможно, ситуация немного улучшилась для тех 350 тысяч юношей, которые ежегодно призываются в ряды российской армии. Но почти каждую неделю звучит информация об убийствах и самоубийствах солдат, о том, как солдаты замерзают, дезертируют, проявляют насилие по отношению к другим.
По официальной статистике, ежегодно в российской армии вне боевых действий погибает тысяча человек. Только в июне этого года зафиксировано 46 таких смертей, сообщают военные прокуроры.
Сообщения прокуратуры о смертных случаях в армии, а также о кражах и хищениях со стороны офицеров некоторые люди рассматривали как часть кампании против министра обороны Сергея Иванова, которого считают одним из возможных преемников президента Путина. Иванов пообещал предавать огласке случаи смертей в вооруженных силах, тем самым отступив от своей обычной линии - ведь ранее он заявлял, что моральное состояние армии улучшается. Обычно армейское руководство говорит так: "Армия - это часть общества, и она болеет теми же болезнями". Кивают и на вооруженные силы других стран - мол, у них тоже есть подобные проблемы.
Некоторые представители военного командования вообще пытаются отрицать существование этих проблем. Так, Владимир Валуев, адмирал российского Балтийского флота, который базируется в городе Балтийске Калининградской области, заявил о том, что 12 моряков дезертировали в апреле потому, что они не захотели выходить в море. "Мы сделаем все, чтобы матросы осознали неразумность своего проступка, который никак не украшает настоящих мужчин", - заявил адмирал в раздражении.
Несмотря на то что убегающие из воинских частей новобранцы жалуются на правление "дедов" (так называемую дедовщину), министерство обороны настаивает на том, что дедовщина идет на спад. Система разделения солдат на категории, в соответствии со сроком их службы, возникла в советские времена, но особенно жестокой стала в последние 20 лет. Молодые солдаты, которые отказываются выполнять приказы делать унизительные вещи, например клянчить деньги и воровать, рискуют получить за это ужасные наказания, которые порой приводят к смертельному исходу. Сплошь и рядом этому не препятствуют безразличные, коррумпированные и бессердечные офицеры.
Российское военное начальство давно говорит о том, что будет изменено процентное соотношение призывников и контрактников в российской армии, насчитывающей 1,2 млн военнослужащих. В 2008 году срок воинской службы для солдат должен быть сокращен с двух лет до одного года, к концу 2008 года 70% военнослужащих российской армии будут составлять контрактники. Планируется также для борьбы с дедовщиной создать специальный корпус профессиональных офицеров из числа офицеров запаса.
Солдаты составленной из контрактников Таманской дивизии, расположенной в Подмосковье, говорят о том, что у них условия гораздо лучше, чем в других воинских частях. Они живут в комнатах, рассчитанных на десять человек каждая, а не в казармах на 100 человек. Офицеры тоже довольны и говорят о том, что солдат-контрактников больше интересует их зарплата, чем хулиганство.
Но полная отмена призыва вряд ли будет осуществлена в обозримом будущем. Так, генерал-лейтенант Анатолий Мазуркевич утверждает, что если российские вооруженные силы - которые в два с лишним раза меньше по размеру, чем армия бывшего Советского Союза, - еще сократятся, они станут неспособными защитить территорию страны. Здесь можно выдвинуть контраргумент: нереформированные вооруженные силы в любом случае не способны защитить страну. "Если у вас есть 1,2 млн военных, которые не имеют надлежащего снаряжения и подготовки, то ситуация нисколько не лучше, чем была в начале нападения немцев в 1941 году", - говорит один из западных офицеров.
Единственным реальным средством сдерживания стратегических угроз для России остается ядерное оружие. Было бы лучше позаботиться о более мобильной армии для противостояния угрозам терроризма. Но ведь призывники сегодня обходятся так дешево, в несколько долларов в месяц. К тому же, если армия будет меньше, ей понадобится меньше генералов и других начальников. Кроме того, многим выгодна система призыва: тем, кто использует солдат как бесплатную рабочую силу, и тем, кто получает взятки от призывников, не желающих служить. Служит в армии только очень небольшая часть молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. Министерство обороны называет цифру в 9%, на самом деле цифра может быть еще меньше.
Это бесстыдство оборачивается дорогой ценой. В армию приходят малообразованные новобранцы из бедных семей, многие истощены и уже являются алкоголиками. Это дорого стоит стране, в частности ее образовательной системе и рынку труда, и может дорого обойтись самому Путину.
Российские генералы всегда полагались на то, что в России огромная территория и много людских ресурсов, и это может компенсировать нехватку снаряжения, недостаточную подготовку и плохое питание военнослужащих. Но эти расчеты сегодня рушатся: население России стремительно уменьшается, а молодые люди в массовом порядке уклоняются от призыва.
Правительство пробует увеличить число призывников разными способами - то ведет речь об отмене отсрочек для студентов, то пытается сократить количество военных кафедр в университетах. Но вряд ли что-то может больше оттолкнуть россиян от путинского режима, чем перспектива того, что десятки тысяч их сыновей могут оказаться в такой армии.