1 марта 2011 г.

Стив Коннор | The Independent

Мы все - инопланетяне: возможно, раскрыта тайна происхождения жизни на Земле

Как зародилась жизнь на Земле? Откуда взялась искра, от которой возгорелось пламя эволюции? - вопрошает The Independent. Это один из величайших вопросов науки. Ученые искали ответ в космосе, а точнее, в "строительном мусоре" - веществе метеоритов и комет, оставшемся со времен формирования Солнечной системы, поясняет журналист Стив Коннор.

"И действительно, все больше доказательств свидетельствует в пользу того, что открытый космос - источник сырья, из которого образовались "кирпичики" жизни на Земле", - говорится в статье. При изучении метеоритов, найденных в Антарктиде, выяснилось: под воздействием высокого давления и высоких температур эти камни выделяют аммиак - ключевой компонент первых самовоспроизводящихся молекул, на базе которых затем возникла ДНК. Ученые поясняют, что эти метеориты сохранились в толще льда и потому менее загрязнены земными веществами, чем случилось бы при падении в другой местности. Аммиак, выделяемый метеоритами, мог создать "пребиотические условия" на заре существования Земли - сделаться источником азота, считает руководительница исследования, профессор Аризонского университета Сандра Пиццарелло. "Эксперименты также показали: азот, который содержится в аммиаке, выделяемом метеоритами, состоит из необычных изотопов. Это говорит в пользу его внеземного происхождения", - пишет издание.

Изучая окаменелости-микроорганизмы в древних породах, ученые ранее обнаружили, что жизнь существовала на Земле как минимум 3,5 млрд лет назад. "Но о периоде зарождения жизни мало что известно - мы знаем лишь, что условия были, вероятно, очень негостеприимные. Землю облучали ультрафиолетовые лучи, быстро разрушающие органические молекулы, и бомбардировали метеориты в период 4,5-3,8 млрд лет тому назад", - пишет издание. Но, возможно, именно метеориты заносили на Землю сравнительно хрупкие органические молекулы.

"Более ранние исследования уже подтвердили, что метеориты содержат разнообразные органические молекулы, например, аминокислоты, из которых состоят белки - компоненты ДНК", - пишет газета. Но теперь впервые доказано, что метеорит мог быть источником достаточного количества аммиака, заметила Кэролайн Смит из лондонского Музея естественной истории.

По оценкам ученых, в наше время на Землю ежегодно падают 40-60 тыс. тонн метеоритов и прочего космического мусора, а 4 млрд лет тому назад их падало намного больше. Большие споры вызывает марсианский метеорит ALH 84001, обнаруженный в 1984 году в Аллан-Хиллз в Антарктике. В 1996 году ученые NASA заявили, что он содержит окаменевшие останки микробов, возможно, внеземного происхождения.

Источник: The Independent