Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 апреля 2010 г.

Люк Гардинг | The Guardian

Бойня в лесу, которая перенесла войну в московское метро

Когда началась перестрелка, 16-летний Адлан Муцаев и его друзья, жители чеченского города Ачхой-Мартан, собирали в лесу черемшу, повествует The Guardian об истории, которая, по мнению издания, стала толчком к взрывам в московском метро. "Российские коммандос, которые прятались за холмом, без предупреждения открыли огонь", - пишет корреспондент Люк Гардинг. Адлан был ранен в ногу, но сумел спрятаться. 19-летние Шамиль Катаев и Мовсар Татаев также были ранены, 19-летний брат Адлана Арби попытался бежать, но его догнали мужчины в камуфляжной форме. "По данным правозащитной организации "Мемориал", Арби заставили тащить его раненых друзей с кровоточащими ранами по снегу. Шамиль умолял пощадить его жизнь. Но солдаты были глухи к мольбам. Они завязали Арби глаза, а затем открыли огонь, расстреляли Шамиля и Мовсара на месте. Та же судьба постигла как минимум еще двух сборщиков черемши - 40-летнего Рамзана Сусаева и 17-летнего Мовсара Дакаева", - говорится в статье.

По версии издания, сборщики черемши ненамеренно забрели в зону контртеррористической операции, которую российские войска осуществляли в густом лесу на чечено-ингушской границе. Эта история прошла бы почти незамеченной, если бы не взрывы в Москве на прошлой неделе, которые Доку Умаров объявил местью за убийство сборщиков черемши.

Неясно, действительно ли эти события связаны между собой, но, по мнению правозащитных организаций, нельзя отрицать, что жесткие действия российских сил безопасности подогревают повстанческое движение на Северном Кавказе, пишет Гардинг. Обычно вооруженные люди в масках оцепляют село или район в порядке "зачистки". Они врываются в дома, избивают жителей и портят имущество. Подозреваемых в принадлежности к боевикам увозят. Многие больше не возвращаются. Других просто расстреливают, а затем подбрасывают им оружие, утверждают правозащитники, ссылаясь на интервью с жертвами и родственниками.

Противник Кремля на Северном Кавказе изменился: новое поколение инсургентов преследует откровенно-исламистскую цель - создание радикального всекавказского эмирата, который будет жить по шариату, говорится в статье. По данным издания, в феврале Умаров поклялся "освободить" не только Северный Кавказ и Краснодарский край, но также Астрахань и Поволжье. "Мятежники все чаще используют новое оружие - интернет", - отмечает газета, упоминая о джихадистских проповедях Саида Бурятского, убитого российскими спецназовцами в начале марта.

Правозащитные организации критикуют обе стороны: они обвиняют и мятежников, и власти в неуважении к человеческим жизням. "Как можно было предсказать, реакция Кремля на взрывы в метро исполнена мстительности", - пишет автор статьи, подчеркивая, что движущими силами инсургентского движения являются многочисленные социально-экономические факторы: нищета, безработица, жестокость милиции и коррупция.

Возвращаясь к истории в Ачхой-Мартане, Гардинг сообщает, что Адлан Мутаев ползком выбрался из леса и был найден местными жителями, его брата Арби через два дня отпустили. Сотрудники "Мемориала" опросили десятки свидетелей и сфотографировали трупы. "Вопреки обыкновению, президент Ингушетии Евкуров быстро признал, что в ходе спецоперации были убиты несколько безвинных мирных граждан, хотя и добавил, что операция служила стабилизации региона", - отмечает газета.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru