Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 августа 2012 г.

Юлия Иоффе | The New Republic

Pussy Riot против Путина: место в первом ряду на российской "черной комедии"

Если исходить из обвинительного заключения, суд над участницами Pussy Riot обещает стать решающим моментом в истории христианства, замечает обозреватель The New Republic Юлия Иоффе. "Официально их судят за хулиганство, но обвинитель пояснил, что они обвиняются в оскорблении всего христианского мира", - пишет автор. Со своей стороны, Петр Верзилов, муж подсудимой Надежды Толоконниковой, на прошлой неделе сказал в интервью Иоффе: "Государство делает все, чтобы подогреть внимание к делу. Кто-то устраивает шоу - мол, "как же так, если The New York Times об этом не напишет".

Pussy Riot устраивала перформансы, но вскоре обнаружила: "путинское государство настойчиво насаждает свою специфическую политическую эстетику". "Естественно, обвинительное заключение было спущено в Прощеное воскресенье. Очевидно, в Кремле склонны к мелким театральным акциям", - заметил Верзилов.

В первый день суда, после того как адвокаты зачитали заявления подсудимых, "все возвышенное оборвалось, и реальность начала распадаться", пишет автор статьи. Судья отклонила ходатайство защиты о вызове свидетелей и затем отклоняла его вновь и вновь. Обвинитель бормочущим голосом говорил об имитации Врат Небесных и песнях оскорбительного, богохульного характера, повествует журналистка. Девушек обвиняли, например, в попытках обесценить столетия почитаемых и защищаемых догматов. Прозвучало высказывание, что девушки поколебали духовные основы РФ. "До этого самого момента Российская Федерация производила отчетливое впечатление секулярного государства", - замечает Иоффе.

Адвокаты, а также Верзилов тем временем вели прямой репортаж в "Твиттере". "Казалось, они рассудили: лучше транслировать этот сюр на весь мир, чем пытаться найти в нем смысл", - комментирует журналистка.

Изложив показания нескольких свидетелей и их ответы на вопросы подсудимых, автор утверждает: "Ко второму дню заседаний судебный процесс сделался признанным конфузом и даже верные сторонники Путина "спеклись". По мнению Иоффе, власти спешат поскорее покончить с делом и переключить внимание публики на что-нибудь не столь унизительное для себя. Судья не разрешает адвокатам вызывать свидетелей и задавать вопросы, а также не соблюдает установленный график: в 18:00 заседания не заканчиваются.

В результате 12-часовых марафонских заседаний у подсудимых ухудшилось состояние здоровья. Адвокат потерпевших Лев Лялин сказал в интервью автору: "Я никогда не видел, чтобы суд работал в таком темпе. Даже мне нездоровится, а я ведь не сижу в тюрьме".

"Вдобавок ко всему вышеописанному суд делал все, что в его власти, чтобы превратить процесс в "черный ящик", - продолжает Иоффе, упоминая о прекращении прямой трансляции в интернете, попытке перенести заседания в крохотный зал (решение было отменено после того, как журналисты взбунтовались), усилиях (безуспешных) запретить сообщения в "Твиттере" и аудиозаписи.

"Единственное, что власти сочли не подлежащим переговорам, - это вердикт. Он предопределен несколько месяцев назад", - утверждает автор, напоминая, что Путин извинился перед верующими за вред, нанесенный им выступлением Pussy Riot. "Суд получил сигнал из Кремля, теперь вопрос лишь в том, дадут ли девушкам полный срок - 7 лет", - говорится в статье.

Перформанс далеко превзошел тот масштаб, на который рассчитывали устроители. "Сделался монументальным, историческим произведением. Незаконный суд, приговор к тюремному заключению, статус мучениц - всего этого группа Pussy Riot не ожидала, но она явно задела нерв, и чрезмерная, средневековая реакция государства сделалась элементом шоу", - пишет Иоффе.

По мнению автора, это также прекрасный образец "классического русского жанра: горькая черная комедия на тему абсурдности гнета". На заседаниях подсудимые, их адвокаты, журналисты и даже мать Алехиной смеялись вслух, и судья периодически выкрикивала: "Вам смешно!"

По словам автора, к четвергу охранники грозили удалить из зала суда всякого, кто хотя бы улыбнется. "Но как удержаться от смеха?" - вопрошает Иоффе, пересказывая показания свидетеля-эксперта обвинения. Он сказал, что девушки загнали себя в ад, и добавил, что для верующих христиан ад столь же реален, как московское метро. "Как еще реагировать на тот факт, что 9 потерпевших - охранники и служители храма - уверенно высказывали свое мнение на темы богословия, психологии и юриспруденции и выносили вердикт о том, когда "панк-молебен" превратился из искусства в богохульство? Все они высокими словами говорили о глубине христианской веры, но только один нашел в себе силы, чтобы принять извинения девушек, как быть с этим?" - говорится в статье.

Назвать происходящее "показательным процессом" - значит недооценить его "гротесковую эстетику", считает автор. "Это было шоу: дорогостоящее, трагикомическое, в ходе которого три девушки нечаянно разбили режим наголову", - заключает Иоффе.

Источник: The New Republic


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru