Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 февраля 2016 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Москва готовит Сирии и миру выбор: Асад или ИГИЛ

Российские авиаудары "полностью разрушили расчеты" США в Сирии, признала разведка США. Наступление армии Асада при поддержке Москвы - пощечина Западу, а также Турции и Саудовской Аравии, которые делают ставку на умеренных повстанцев. Приоритет Путина - использовать сирийский конфликт в собственных интересах, а не проложить дорогу к окончанию войны, и многих целей он уже добился, пишут аналитики.

Российское военное вмешательство в Сирии полностью изменило ход гражданской войны и повысило вероятность того, что президент Башар Асад и лояльные ему силы останутся у власти, заявило во вторник руководство американской разведки, передает The Washington Post. Российские авиаудары пустили под откос намерение администрации Обамы сместить Асада в рамках политического урегулирования этого конфликта.

Глава Разведывательного управления Минобороны США Винсент Р.Стюарт в ходе сенатских слушаний во вторник сказал, что Асад сегодня "в гораздо более сильной переговорной позиции, чем какие-то шесть месяцев назад". Тогда руководство американской разведки открыто говорило о "конце игры" для сирийского лидера, напоминает автор статьи, добавляя, что, кроме России, Асада поддерживает Иран.

На слушаниях также прозвучали "мрачные свидетельства проблем с безопасностью - включая кибератаки, террористическую угрозу и разрушение государств, с которыми почти наверняка столкнется следующий обитатель Белого дома", говорится в статье. Помимо военного вмешательства в Сирии, Россия проявляет себя все более агрессивным противником США и в интернете, указал директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер.

"Путин не только старается усилить влияние Асада перед переговорами, - утверждает в Los Angeles Times аналитик из Вашингтонского института ближневосточной политики Деннис Росс, занимавший руководящие должности в администрациях Буша-младшего, Клинтона и Обамы. - Путин стремится продемонстрировать, что Россия, а не Америка - главный политический авторитет в ближневосточном регионе и, все чаще, в других местах. Его приоритет - использовать сирийский конфликт в своих целях, а не проложить дорогу к окончанию войны. Если бы российские издержки возросли, возможно, он стал бы искать выход из ситуации, но пока он убежден, что мы ни прямо, ни косвенно не предоставим сирийской оппозиции соответствующие виды оружия".

"Путин также мешает нам добиться другой цели - изолировать "Исламское государство" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) и дать суннитам возможность возглавить борьбу против него", - пишет Росс, уточняя, что ИГИЛ - суннитская группа.

"Если мы хотим, чтобы сунниты присоединились к борьбе с "Исламским государством", пора дать понять русским: если они не заставят Асада и "Хизбаллу" прекратить огонь и не настоят на открытии гуманитарных коридоров, у нас не останется выбора, кроме как совместно с партнерами создать в Сирии безопасный район - для беженцев и организации сирийской оппозиции", - полагает Росс.

"Создание безопасного района - последнее, чего хочет Путин", - поясняет аналитик: это снизит давление на ЕС волны беженцев и снизит шансы России на снятие санкций за Украину, а "формирование менее раздробленной оппозиции на сирийской территории повысит цену военной поддержки Асада".

"Нам нужно быть честными по поводу нашей сирийской стратегии. Пока мы не готовы более жестко противостоять действиям России, у нас не будет суннитских партнеров, и возможность того, что дипломатия сработает, будет по-прежнему мала", - заключает Росс.

Белый дом проводит в Сирии неправильную политику, говорится в редакционном комментарии The Washington Post, озаглавленном "Россия продолжает наступление в Сирии, а Обама сидит сложа руки". Наступление сирийских войск при поддержке России и Ирана на Алеппо и контролируемую повстанцами территорию, которая связывает этот город с Турцией, грозит "уничтожить всякую возможность приемлемого завершения гражданской войны в Сирии", говорится в статье.

С точки зрения редакции, администрация Обамы в этих условиях ведет себя как "образец пассивности и нравственной дезориентации. Президент Обама хранит молчание. Госсекретарь Джон Керри ограничился тем, что вслух зачитал резолюцию 2254, как будто это может заставить Россию изменить поведение".

The Washington Post также ставит в вину Керри, что он критикует не только Москву, но и сирийскую оппозицию (за отказ участвовать в Женевских переговорах). "Давно уже очевидно, что режим Путина добивается не перемирия, а военной победы над повстанцами, которых поддерживает Запад", - говорится в статье.

"Настояв на проведении Женевских переговоров и уменьшив поддержку повстанцев с тем, чтобы заставить их принять участие в них, Соединенные Штаты создали условия для нынешнего военного фиаско. Обама, который прогнозировал, что Россия угодит в "болото", теперь рискует увидеть, как Путин уничтожит любую нетеррористическую альтернативу режиму Асада, чем усилит ИГИЛ".

Издание рекомендует США и их союзникам без промедления поддержать повстанческие формирования и создать убежища для беженцев.

Заочная словесная перепалка между Ангелой Меркель, осудившей российские бомбардировки в Сирии, и пресс-секретарем российского президента Дмитрием Песковым, призвавшим канцлера аккуратнее выбирать слова, иллюстрирует напряженность в отношениях Запада и России в момент, когда сирийская армия при поддержке Москвы и Тегерана предпринимает наступление на неджихадистских повстанцев, удерживающих Алеппо, пишет Les Echos.

Наступление сирийской армии - пощечина Западу, а также Турции и Саудовской Аравии, которые делают ставку на этих повстанцев в противостоянии и с Башаром Асадом, и с ИГИЛ, полагают журналисты. По словам высокопоставленного дипломата, между курдами и русскими явно существует союз. "Это наступление курдов - последняя капля для турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который опасается волнений курдских сепаратистов в самой Турции. Кроме того, Москва делает вид, что опасается турецкого военного вторжения".

Что касается недавнего заявления Эр-Рияда о готовности направить в Сирию сухопутные войска, то оно воспринимается Западом с осторожностью, говорится в статье.

"Москва, похоже, сумеет достичь своей цели, практически уничтожив повстанцев, с тем чтобы выбор в Сирии свелся к формуле "Асад или ИГИЛ". В Париже полагают, что сейчас как никогда важно убедить суннитские племена бороться с ИГИЛ, потому что, если оппозиция потеряет Алеппо, это будет переломный в стратегическом отношении момент", - заключают журналисты.

Уполномоченный немецкого правительства по сотрудничеству с РФ Гернот Эрлер обвинил Россию в срыве мирных переговоров по Сирии в Женеве и в бомбардировках гражданских объектов, сообщает Die Zeit. "Многие в мире едины во мнении, что на России лежит часть ответственности за срыв переговоров и вызванные этим страдания людей", - сказал Эрлер. Вопреки декабрьской резолюции ООН, "бомбардировкам явно подвергались и гражданские цели".

У Путина в этом конфликте, по словам Эрлера, множество целей, "и многих он уже добился". "Он вернул себе позицию глобал-плейера, с которым Америке придется вести себя на равных. Весь политический класс в России чествует это как огромную победу".

Вероятность прямой конфронтации России и государств НАТО стала, по мнению Эрлера, серьезной опасностью. "Сирийские войска приближаются к турецкой границе, где на сирийской территории расположены турецкие учреждения для беженцев. Более того, в Анкаре (на переговорах глав Германии и Турции) принято решение, что теперь там должны начать действовать и немецкие гуманитарные организации. В этой неразберихе в любой момент может разразиться конфликт между Россией и Турцией".

"Я надеюсь, что Путин понимает, насколько это взрывоопасная ситуация", - сказал собеседник издания.

"Саудовская Аравия обсуждает с региональными союзниками, включая Турцию, планы задействования сухопутных войск для создания зоны безопасности в Сирии. Это отчаянная попытка не дать затухнуть восстанию, которому грозит крах из-за постепенного захвата северной провинции Алеппо войсками сирийского режима при поддержке России", - пишет The Financial Times.

Хотя публично Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн призывают к проведению наземной операции в рамках кампании против ИГИЛ под эгидой США, это прикрытие для вторжения с целью помочь сирийским повстанцам.

У Турции, пишут корреспонденты, "есть свои основания для вторжения: она стремится ликвидировать успехи курдов, сказал один турецкий чиновник".

В то же время неназванный высокопоставленный чиновник из аппарата турецкого премьера сказал, что Турция не ведет подготовки к наземной операции, хотя "как участник коалиции, которая борется с ДАИШ (ИГИЛ), Турция ведет плотный диалог и сотрудничает со многими странами".

Корреспонденты FT выстраивают сценарии возможного вмешательства. "Большинство вариантов потребует американской поддержки с воздуха, а она вряд ли будет оказана. Любые шаги создают угрозу эскалации сирийской войны... Например, если саудовские и турецкие войска будут развернуты у пограничных переходов на сирийско-турецкой границе, они окажутся внутри российского театра боевых действий и в непосредственной близости от территорий, контролируемых Отрядами народной самообороны, которые одновременно состоят в союзе с США против ИГИЛ и аффилированы с Рабочей партией Курдистана".

"Для США это будет настоящий кошмар, - цитирует газета эксперта из Атлантического совета (Вашингтон) Аарона Штейна. - Что будет, если Россия убьет турка? Это будет означать, что они убили члена НАТО". Осведомленные источники, однако, сообщают, что Россия и Саудовская Аравия по тайным каналам договариваются о разделении зон своей деятельности в Сирии.

Наиболее вероятен, с точки зрения авторов статьи, вариант, при котором "база для повстанцев" будет создана в восточной части Сирии, которая сейчас контролируется ИГИЛ. Есть и третий вариант: "создать зону безопасности на юге, вплотную к Иордании".

Если же зона безопасности создана не будет, авторы считают, что скорее всего Турция и страны Залива просто увеличат поставки высококачественных вооружений повстанцам. Некоторые лидеры повстанцев говорят, что опасаются этого варианта - Москва в ответ просто применит более мощное оружие.

Почему российские инженеры работают на подконтрольном "Исламскому государству" газовом заводе в Сирии? - спрашивает Foreign Policy.

Газоперерабатывающий завод в Северной Сирии, подконтрольный джихадистской группировке, доказывает тот факт, что деловые связи между сирийским режимом и ИГИЛ сохраняются. По данным турецких чиновников и сирийских повстанцев, он является местом взаимодействия ИГИЛ и российской энергетической компании, имеющей связи с президентом Путиным". Завод Tuweinan был построен российской компанией "Стройтрансгаз", принадлежащей миллиардеру Геннадию Тимченко, сообщают журналисты.

ИГИЛ поставило это предприятие под свой контроль в начале 2014 года. "Высокопоставленный турецкий чиновник утверждает, что после его захвата "Стройтраснгаз" через своего субподрядчика Hesco продолжил строительство с разрешения "Исламского государства". Он также заявил, что российские инженеры работали на заводе, завершая этот проект", - говорится в статье.

"Часть природного газа идет на электростанцию в Алеппо, которая функционирует под покровительством ИГИЛ, остальное поступает в Хомс и Дамаск", - утверждает британский эксперт Дэвид Баттер.

Арон Лунд, редактор сайта "Сирия в кризисе" (Syria in Crisis), отмечает, что подобные договоренности по нефти и газу существуют по всей Сирии.

Также по теме:

Будущее Сирии находится в руках ее соседей (The Financial Times)



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru