Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 августа 2014 г.

Томас Л.Фридмен | The New York Times

Обама о мире: президент Обама поговорил с Томасом Фридменом об Ираке, Путине и Израиле

В волосах Обамы прибавилось седины, но он решительно дает ответ всем критикам своей внешней политики, пишет обозреватель The New York Times Томас Л.Фридмен, предваряя эксклюзивное интервью президента США, взятое в пятницу.

"Обама разъяснил, что будет более глубоко втягивать Америку в события в местах типа Ближнего Востока лишь в той мере, в какой различные местные общины согласятся на инклюзивную политику по принципу "никаких победителей - никаких побежденных", - пишет автор. Президент России Путин "может вторгнуться" на Украину в любой момент, несмотря на западные санкции, предостерег Обама и добавил: если это случится, "намного осложнятся наши попытки найти путь к возвращению к функциональным отношениям сотрудничества с Россией за остаток моего президентского срока". Обама назвал правильным шагом вмешательство в Ливии, но дал понять: то, что после этого было недостаточно усилий для координации перехода к демократии, - "пожалуй, объект его наибольших сожалений во внешней политике".

"В конечном итоге, самая большая угроза Америке, единственная сила, которая действительно может нас ослабить, - это мы сами", - пересказывает автор слова Обамы. Президент пояснил: США никогда не реализуют свой потенциал целиком, пока демократы и республиканцы "не перейдут на тот же подход, которого мы требуем от шиитов, суннитов и курдов или израильтян и палестинцев: никаких победителей, никаких побежденных, работайте совместно" (пересказ Фридмена).

На Ближнем Востоке и в некоторых странах Северной Африки "начинает разрушаться порядок, восходящий к Первой мировой войне", отметил Обама.

Возможно, было бы лучше, если бы США давным-давно вооружили секулярных сирийских повстанцев или не выводили бы войска из Ирака? "Президент сказал: факт тот, что в Ираке никогда не потребовалось бы остаточное присутствие войск США, если бы шиитское большинство не "упустило шанс" поделиться властью с суннитами и курдами", - пересказывает Фридмен.

Говоря о Сирии, Обама сказал: идея, что вооружение повстанцев на что-то повлияет, "всегда была фантазией". По словам Обамы, никогда не рассматривалась идея вооружить "оппозицию, состоящую из бывших врачей, фермеров, фармацевтов и так далее", чтобы она смогла воевать с "хорошо вооруженным государством, которое поддерживают Россия и Иран, а также закаленная в боях "Хизбалла"". Обама пояснил, что даже сейчас США трудно найти, обучить и вооружить достаточное число секулярных сирийских повстанцев.

Более широкая проблема - недовольство суннитов в Ираке (где они в меньшинстве) и в Сирии (где они в большинстве), подчеркнул Обама. "Если мы не сможем дать им некую формулу, которая отвечает чаяниям этих слоев населения, у нас неизбежно будут проблемы", - сказал он.

Иран "наконец-то осознал, что максималистская позиция шиитов в Ираке в долгосрочной перспективе потерпит неудачу. И это, кстати, широкий урок для всех стран: если вы хотите 100%, считаете, что победитель действительно получает все, все трофеи, [то] это правительство рано или поздно рухнет", - добавил Обама.

Обама подчеркнул, что не желает "быть ВВС Ирака" или "курдскими ВВС". Если бы США сразу начали наносить удары с воздуха по ИГИЛ, иракский премьер аль-Малики и другие шииты подумали бы, что им не нужно идти на компромиссы и размышлять о своих ошибках, а "достаточно сделать так, чтобы американцы снова нас выручили", сказал Обама.

"Я спросил президента, опасается ли он за Израиль", - продолжает Фридмен.

"Поскольку у Израиля такой мощный военный потенциал, я не опасаюсь за выживание Израиля... Мне кажется, на самом деле вопрос в том, как будет выживать Израиль. И как можно создать Государство Израиль, которое сохранит свои демократические и гражданские традиции", - ответил Обама. По его мнению, для этого необходимо "найти способ мирно жить бок о бок с палестинцами", "нужно признать, что у них есть законные претензии, и что это также их земля и их район".

Что касается Ирака и Сирии, Фридмен замечает: "Обама все время возвращается к вопросу: "Есть ли у меня партнеры - местные и (или) международные, чтобы все инициированные нами улучшения смогли стать самодостаточными?".

Обама привел пример "урока, который я был вынужден усвоить". "Если бы мы не вмешались, Ливия, вероятно, превратилась бы в Сирию... Было бы больше смертей, больше разрухи, больше разрушений", - пояснил президент. Но Обама также полагает: "мы [и] наши европейские партнеры недооценили необходимость прийти туда "в полную силу", если уж предпринимаем такой шаг. На следующий день после свержения Каддафи, когда все в прекрасном настроении и все держат транспаранты "Спасибо, Америка". В такой момент нужны гораздо более активные усилия по восстановлению обществ, где не было никаких гражданских традиций. (...) Итак, вот урок, к которому я обращаюсь всякий раз, когда спрашиваю: "Должны ли мы пойти на военное вмешательство? Есть ли у нас решение для ситуации, которая сложится после этого?".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru