12 мая 2011 г.

Тиффани О'Каллахан | New Scientist

За советские ядерные испытания заплачено человеческими жизнями

В Лондоне состоялась премьера документального фильма "После апокалипсиса", сообщает в блоге на сайте журнала New Scientist корреспондент Тиффани О'Каллахан. "Режиссер Энтони Баттс побывал в Семипалатинске (Казахстан), где в период холодной войны было проведено 456 ядерных испытаний. Баттс рассказывает о конфликте между беременной женщиной, чей собственный генетический дефект считается последствием радиации, и главой местного роддома, убеждающим ее сделать аборт", - говорится в статье. В центре фильма - последствия существования ядерного оружия и тот факт, что мы еще очень мало знаем о долгосрочном эффекте радиации.

"Тот факт, что в этом отдаленном районе Казахстана сбрасывали атомные бомбы, хорошо известен. Но для борьбы с повышенным числом врожденных дефектов на этой территории ничего по-настоящему не делалось", - сказал Баттс в интервью.

"Когда я беседовал с сотрудниками Института радиационной безопасности в Семипалатинске, они сказали, что это был целенаправленный эксперимент, и я был слегка шокирован. А еще там есть огромный кратер от взрыва бомбы, и в полутора километрах недавно обосновался пастух, пасет там скот. Я обнаружил мир абсурда", - добавил режиссер.

По словам Баттса, врач Тулехан Нурмагамбетов полагает, что единственный способ предотвратить врожденные дефекты - запрет на деторождение для людей, которые унаследовали плохие гены от родителей.

Конфликт между Нурмагамбетовым и беременной Бибигуль Баларгазиновой демонстрирует, что мораль не дает ответа на вопрос, как реагировать на долгосрочное влияние радиации. "Иметь детей - привилегия или право? В селе Саржаль, где живет Бибигуль, каждый 23-й ребенок имеет врожденные отклонения. Где пролегает грань, за которой риск становится неприемлемым?" - заметил режиссер.

"И все же меня очень удивило, что радиация там более-менее выветрилась", - говорит Баттс. Кратеры остаются радиоактивными, но уже в километре от них радиационный фон нормальный. Получается, что после ядерной войны территория может быть обитаемой, но зато следует страшиться долговременных повреждений генов, заключает автор.

В фильме директор Института радиационной безопасности говорит: крайне маловероятно, что повышенное распространение врожденных дефектов среди детей объясняется радиацией, отмечает журналистка.

"Данные института неидеальны, но, видимо, дети тех, кто получил повышенные дозы радиации, живут в среднем на 5-7 лет меньше, чем представители сходного социоэкономического слоя в районе, не зараженном радиацией. В чем дело - в психологическом стрессе? Или в том, что местные жители помешаны на защите от радиации с помощью водки?" - размышляет режиссер. Одна из причин врожденных дефектов - дефицит фолиевой кислоты в рационе питания. В Семипалатинской области такой дефицит имеется, но врачи считают, что это недостаточно веская причина.

"Советская власть испытывала ядерные бомбы на собственных гражданах, так как в тот момент считала, что ядерная война неизбежна. И теперь у нас есть эти результаты, и мы должны ими воспользоваться, точно так же, как мы пользуемся данными экспериментов Йозефа Менгеле в Освенциме", - заявил режиссер. Он рекомендует разрешить вопрос о ядерной энергетике на научной основе: вместо того, чтобы повторять в ходе дискуссий чушь, почтить жертв радиации, чтобы их жизнь и смерть не была бессмысленной.

Баттс отметил, что своим фильмом хотел показать, как опасно ядерное оружие и до какого безумия доводит людей неведение. "Мы должны выбрать новый вид энергетики, а многие из нас ставят крест на атомной энергетике, поскольку ее боятся", - указывает Баттс. Он рекомендует выдать ученым гранты, чтобы они докопались до истины.

Источник: New Scientist