Победа Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга ошарашила российский политический истеблишмент, пишет The Financial Times. "Он заставил проиграть кандидата от гегемона - правящей "Единой России" и нанес беспрецедентный удар ауре непобедимости, которая окружает Кремль", - поясняет журналист Чарльз Кловер.
Но после выборов Ройзман всеми силами старается держаться незаметно, считает автор. "Я буду работать с людьми. Это мой главный приоритет. Уже есть большая команда, они работают очень эффективно, а моя работа - в том, чтобы не путаться у них под ногами", - говорит Ройзман о своих целях ("не очень амбициозных", на взгляд Кловера).
В последние пять лет лишь считанные независимые оппозиционные кандидаты побеждали на выборах мэров в крупных российских городах, "и последствия для победителей не всегда бывают приятными", продолжает автор, напоминая об аресте Евгения Урлашова, мэра Ярославля, и замечая: "дело попахивает политической местью". Виктор Кондрашев, избранный мэром Иркутска при поддержке КПРФ, "под сильным давлением быстро бросил свой электрат и вступил в "Единую Россию". Он остается на свободе", - говорится в статье.
Ройзман явно пытается балансировать, заключает автор: "быть достаточно оппозиционным, чтобы победить на выборах, но после вступления в должность постараться не угодить за решетку".
К примеру, теперь Ройзман находит более добрые слова о кремлевском руководстве, чем в мае 2012 года, когда в своем блоге назвал президента Путина "Калигулой". Избирательную кампанию он вел, называя "Единую Россию" шайкой бандитов, но теперь, вступив в должность, смягчил свою риторику, замечает автор.
"Я им не завидую, - говорит он о правительстве, - так как знаю, какая большая на них ответственность. Сколько непопулярных решений... так что я не буду их критиковать, поскольку не знаю, что я сам делал бы, оказавшись на их месте".
Ройзман также заявил, что хочет развеять заблуждение, - он не принадлежит к оппозиции. "Оппозиция - это люди, которые пытаются прийти к власти. Я не заинтересован в смене режима. У меня на это нет времени. Я не говорю, что режим все делает отлично. Но у меня куча других более неотложных дел", - подчеркнул он.
Газета дает контекст: в Екатеринбурге есть давние традиции политической независимости ("именно здесь начал свою политическую карьеру Борис Ельцин"). "Сегодня, спустя многие годы плохого управления и коррупции, город снова стал слабым звеном в цепи кремлевской власти", - полагает Кловер. В 2011 году "Единая Россия" набрала на местных выборах всего 26%.
Тот факт, что Ройзману позволили баллотироваться, - историческая веха. "По моим ощущениям, это новая тенденция. Позиция по ряду вопросов смягчилась", - говорит сам Ройзман.
Однако автор статьи уверен: очевидно, Ройзману не позволят действовать на посту мэра так, как ему захочется. "Полномочия невелики, и я должен мудро применять то, что у меня есть", - пояснил Ройзман. К примеру, он вправе назначать людей всего на три должности.
Газета также замечает, что победой на выборах Ройзман отчасти обязан своему уникальному статусу: в Екатеринбурге он слывет человеком, к которому обращаются, если нужно "решить проблему". Он также основал центр лечения от наркомании, который "спас тысячи наркоманов, хотя и спорными методами".