26 апреля 2011 г.

Джон Маркофф | The New York Times

Исследовать тщательнее, видеть дальше: суперкомпьютеры меняют науку

Корреспондент The New York Times обозревает новые возможности, которые дает научному сообществу использование сверхмощных вычислительных систем.

В Моррисоновском планетарии Калифорнийской академии наук демонстрируется мультимедийная презентация "Жизнь: Космическое путешествие" (Life: A Cosmic Journey). "Ощущение полета уступает место головокружению: камера углубляется в лес, приближается к ветке гигантской секвойи, после чего погружается сначала в отдельный лист, а затем и в клетку", - описывает увиденное журналист Джон Маркофф. В первом фильме из этой серии, который назывался "Хрупкая планета" ("Fragile Planet"), зритель "вылетал" через крышу планетария и, облетев здание музея, отправлялся в космос исследовать Солнечную систему.

Чтобы столь впечатляющее представление стало возможным, параллельно работают три отдельных вычислительных системы, обеспечивающие плавное увеличение представляемых объектов "от субатомных величин до крупномасштабной структуры вселенной", - пересказывает газета слова директора планетария Райана Уайетта. Кэти Бёрнер, специалист визуализации научных данных из Университета Индианы, называет эту технологию "макроскопом". Ее "суть состоит в способности различными способами обращаться к гигантским базам данных", что позволяет "выявлять феномены и процессы, которые прежде оказывались "чересчур велики, медленны или сложны, чтобы человеческий глаз мог их заметить и постичь", поясняет The New York Times, используя формулировки Бёрнер.

Макроскоп Моррисоновского планетария "предназначен для обучения, но может использоваться и для исследований". Правда, с приходом высокопроизводительных компьютерных систем возникло новое "бутылочное горлышко", отмечает астрофизик, директор Калифорнийского института телекоммуникаций и информационных технологий (Calit2) Ларри Смарр. Дело в том, что возможности в сфере визуализации данных не поспевают за производительностью компьютеров и вместительностью цифровых хранилищ. В связи с этим специалисты Calit2 и других учреждений начали разработку усовершенствованной системы отображения под названием OptIPortals. Значительные возможности открывает внедрение в научный оборот программного обеспечения с открытым кодом, что видно на примере проекта по расшифровке генома Cytoscape: участники имеют возможность создавать собственные, ориентированные на узкоспециальные нужды плагины и получать централизованный доступ к различным базам данных.

Коллективы ученых вытесняют одиночек. Так, публикации в сфере физики высоких энергий, как правило, имеют сотни, а то и тысячи авторов. В условиях Web 2.0 стало проще обмениваться научными данными, проводить междисциплинарные исследования. Благодаря 10-гигабитному каналу доступа в интернет ученые King Abdullah University of Science and Technology (Тувал, Саудовская Аравия) имеют доступ к системе SAGE, позволяющей выводить на экран изображения с разрешением в 150 раз выше, чем на обычном компьютерном мониторе, а также могут дистанционно взаимодействовать с американскими коллегами из Сан-Диего.

По мере того как ученые переходят от исследования отдельных предметов к "работе с огромными массивами цифровых данных", производительные компьютеры становятся "для исследований инструментом столь же важным, как микроскоп и телескоп для ученых в прошлом". Впрочем, и традиционное оборудование теперь "неотделимо от компьютерных мощностей". Они - уже "не просто подспорье в исследовании, они определяют сущность этого исследования: что можно изучать, какие новые вопросы могут быть поставлены и разрешены", - заключает The New York Times.

Источник: The New York Times