Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 августа 2004 г.

Редакция | The Economist

Проснувшиеся страхи России

Является ли крушение двух пассажирских самолетов, упавших во вторник с интервалом в несколько минут после вылета из одного и того же московского аэропорта, делом рук чеченских террористов? Или это просто трагическая случайность?

Два пассажирских самолета, вылетевших из одного и того же аэропорта, падают с промежутком в несколько минут. Совпадение? Пока никаких твердых доказательств иного объяснения нет - есть только многочисленные догадки. Сигнал, поступивший с одного из самолетов непосредственно перед тем, как он исчез с экранов радара, был произведен нажатием закамуфлированной кнопки, предназначенной для случаев, когда экипаж сталкивается с проблемами. Но характер этих проблем по-прежнему является областью догадок. До тех пор пока не поступили результаты расшифровки содержимого "черных ящиков", Россия находится в состоянии неопределенности и ожидания.

Это ожидание особенно болезненно. Если виноваты ошибка пилота или механическая неполадка, то никто, конечно, уже не будет чувствовать себя в безопасности на борту невзрачного "Туполева" - основной рабочей лошадки российской внутренней (а иногда и международной) авиации. Гибель 90 человек возводит это происшествие в ранг самой крупной гражданской авиакатастрофы последних трех лет.

Однако оба самолета, по утверждению авиакомпаний, были в хорошем состоянии, и они рухнули незадолго перед или сразу после того, как достигли высоты крейсерского полета - наименее опасная зона полета. Некоторые эксперты уже исключили ошибку пилота из возможных причин, поскольку в таких случаях у экипажа судна практически всегда есть время для передачи информации авиадиспетчерам.

Тогда выходит, это был теракт? Свидетели, находившиеся на земле, утверждают, что слышали звук взрыва, прогремевшего на самолете, летевшем из московского аэропорта Домодедово в Волгоград. Было также отмечено, что второй самолет направлялся в черноморский курорт Сочи, где находился на отдыхе президент Путин. В среду он прервал свой отпуск и объявил четверг днем национального траура.

Если это была спланированная двойная атака, это вновь разбудит страхи, что терроризм может покинуть свое логово войны в мятежной Чечне и нанести удар по центру страны. В прошлом году после захвата московского театра на Дубровке, во время которого от действия ядовитого газа, использованного службами безопасности, погибло больше 120 заложников, в Москве прогремела серия взрывов. В феврале этого года произошел взрыв в час "пик" в вагоне метро, унесший 40 жизней. Появились опасения, что это была согласованная террористическая кампания, хотя москвичи считали, что усиление мер безопасности - лишь предлог для милиции, алчущей новых взяток с незадачливых граждан, забывших дома документы, а не охрана их безопасности.

Но потом атаки прекратились - до этой недели. За день до крушения самолетов произошел взрыв на автобусной остановке в Москве. И если окажется, что террористы преодолели охрану в Домодедово, самого, возможно, охраняемого аэропорта в России, россияне будут вправе задуматься, чего стоят все эти внешние атрибуты органов безопасности в России, все больше напоминающей полицейское государство.

Если это был теракт, он может быть связан с президентскими выборам в Чечне, намеченными на воскресенье. Это будет фиктивная церемония, цель которой - легитимизировать преемника Ахмада Кадырова.

Аслан Масхадов, значительный, но подвергшийся изоляции лидер чеченских сепаратистов, взял на себя ответственность за дерзкие нападения боевиков на соседнюю Ингушетию в июне и предупредил, что будут и новые выступления. Возможно, таким образом он пытается выявить безнадежность политики Путина в Чечне.

Бесплодная война, начатая в 1990-х Борисом Ельциным, уже унесла жизни тысяч. Став в 2000 году президентом, Владимир Путин предпринимал попытки установить контроль в регионе путем политики "чеченизации". Но, хотя официально война окончена, десятки русских солдат по-прежнему ежемесячно гибнут в Чечне. В республике по-прежнему правит страх, подпитываемый постоянными похищениями и набегами боевиков. Власть предержащие заняты борьбой за контроль над нефтью, незаконная торговля которой ведется, как считают, при участии российской армии, имеющей от этого свою долю. Путин, стремившийся к контролю и стабильности, не достиг ни того, ни другого.

Несмотря на утрату власти, Масхадов все еще рассматривается в некоторых кругах как единственный возможный партнер для ведения мирных переговоров. Если крушения самолетов были терактами, организованными работающими на него террористами, то тем больше причин вплотную им заняться.

Но до сих пор ни Масхадов, ни кто-либо еще не взял на себя ответственности за трагедию - террористы-угонщики, как правило, не медлят с этим. Наоборот, представитель группировки Масхадова отрицает участие их группы. А значит, Россия пребывает в ожидании, желая узнать причины своего последнего несчастья.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru