Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 сентября 2015 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Саммит Обама-Путин: лавировали, лавировали, да не вылавировали

Сирийское наступление, наконец-то подарившее Путину встречу с американским президентом на ГА ООН, может повлечь за собой новую эру соперничества России и США. По итогам выступлений Обамы и Путина, в которых они обвиняли друг друга, и разговора тет-а-тет нет сигналов, что пропасть во взглядах на Ближний Восток или Украину сократилась, но Путин доказал, что Россия не региональная держава, пишут СМИ. "Возможно, это и было одной из главных целей всей акции".

В понедельник Барак Обама и Владимир Путин, выступая с трибуны ООН, подчеркнули необходимость международного сотрудничества, пишет The New York Times в редакционной статье, "но эти установки подрываются глубокими разногласиями во взглядах на характер сирийского кризиса".

"Возросшая агрессивность Путина в Сирии может повлечь за собой новую эру соперничества между Россией и США и расширение роли России на Ближнем Востоке", - продолжает газета. И Обама, и Путин считают ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) серьезной угрозой, однако в остальном их взгляды на ситуацию радикально расходятся. Выступая в ООН, оба сваливали друг на друга вину за войну и кризис с беженцами.

Путин в своей речи "проигнорировал тот факт, что для Асада главной мишенью всегда была внутренняя оппозиция, а не ИГИЛ".

Теоретически у Обамы и Путина есть основания для политического компромисса, считают авторы статьи, но не ожидают скорых компромиссов ни "между правительством Асада и бойцами оппозиции", ни между Вашингтоном и Москвой.

"Дерзко перебросив войска и самолеты в поддержку запятнанной кровью сирийской диктатуры, российский президент в понедельник взошел на трибуну Генассамблеи ООН и призвал страны мира присоединиться к нему в широкой коалиции для разгрома ИГИЛ и схожих группировок на Ближнем Востоке", - пишет The Washington Post в редакционной статье. Он заявил, что эта коалиция, подобно антигитлеровской, должна объединить демократии, диктатуры и теократии.

"Пусть страны мира не слушают эту песнь сирены", - призывают авторы статьи. По мнению издания, Путин умолчал "о том факте, что США и их союзники воевали не только против фашизма, но и за демократию".

Газета не согласна с заявлением Путина, что во всех бедах Сирии виновно западное продемократическое вмешательство. Как заявил Обама, массовые убийства в Сирии начались, когда Асад жестоко подавил мирное продемократическое восстание. "Видение Обамы не только предпочтительнее в моральном отношении, чем концепция Путина, но и более реалистично", - говорится в статье. Но газета считает, что у Обамы нет никакой стратегии по продвижению своей концепции или противодействию Путину.

В редакционном комментарии The Wall Street Journal говорится: в Сирии Путин и Тегеран строят "дугу влияния" от запада Афганистана до востока Средиземноморья. Они стремятся ослабить влияние США, сыграв на желании Обамы уйти из этого региона.

Обама заявил в ООН, что в Сирии невозможен возврат к довоенному статус-кво и нужна управляемая передача власти от Асада к новому лидеру. Но как Обама собирается этого добиться? По мнению издания, Путин каждый день создает в Сирии "свершившиеся факты", перебрасывая туда все больше авиации и танков.

Госсекретарь Керри надеется организовать новый диалог о ситуации в Сирии. Но у Асада меньше, чем когда-либо, оснований для компромисса, поскольку он знает: Россия и Иран при содействии "Хизбаллы" как минимум создадут в Сирии некий "алавитский протекторат".

В конце концов Обама, вероятно, смирится с присутствием России в Сирии и сохранением власти Асада или другого слуги Тегерана и Москвы. И все равно Обама "отказывается признать, что его политика отступления Америки создала вакуум, который заполняют негодяи", сетует газета.

В понедельник в ООН избегавшие друг друга последний год президенты Обама и Путин скрестили "дуэльные речи", в которых отразились "совершенно разные взгляды на сирийский кризис и то, как можно обеспечить стабильность на Ближнем Востоке", передают корреспонденты The New York Times.

"Не ограничившись словесным поединком и ледяными взглядами во время обеда после утренних речей, два лидера продолжили тонкую игру в дипломатический покер, и каждый пытался маневрировать, чтобы другой сдвинулся со своей позиции", - говорится в статье.

"По итогам двух речей, одного приема и одной состоявшейся позже встречи один на один не появилось никаких намеков на то, что два лидера существенно сузили пропасть из-за главного расхождения - представления о судьбе Асада", - указывают авторы.

Путин призвал сплотиться вокруг Асада. "Глубокая ошибка - отказ от сотрудничества с сирийскими властями. Правительство Асада мужественно сражается с террором", - заявил он.

После личной встречи Путина и Обамы российский президент сказал, что переговоры были "очень полезными и откровенными". "Американские чиновники, согласившиеся ввести репортеров в курс дела на условиях анонимности, подтвердили эту характеристику, отметив, что половина встречи была посвящена Украине и половина - Сирии. И все-таки ничто не сигнализировало о преодолении разногласий по поводу будущего Асада", - говорится в статье.

"Обама, Путин, Рухани, Си Цзиньпин - сегодня каждый идет своей дорогой, - говорит Ян Бреммер, основатель консалтингово-аналитического центра "Евразия", в интервью Corriere della Sera. - Этот день выступлений и встреч в ООН - олицетворение мира без лидера. Это в полной мере относится к Америке, но самые тяжелые последствия станут бременем для Европы: ситуация с притоком беженцев с Ближнего Востока будет лишь усугубляться".

"Сегодня победу одерживает Путин, это его геополитический триумф. Но в дальнейшем он заплатит очень высокую цену", - сказал эксперт, пояснив, что "начнут возвращаться трупы российских солдат", а "кровопролитное контрнаступление Асада еще больше облегчит вербовку волонтеров со всего мира, готовых сражаться за "Исламское государство".

Американцы оставили вакуум на Ближнем Востоке, продолжил эксперт, и теперь Путин его заполняет, поясняя, что, если он этого не сделает, это сделает ИГИЛ. "В тот момент, когда Обама решил, что его приоритетом является соглашение по ИЯП и борьба против ИГИЛ, это создало предпосылки к усилению Москвы и Тегерана. И они этим воспользовались: русские создают военную группировку в Сирии, аятоллы усиливают влияние на Ирак".

"Пока что Путин празднует победу: он усиливает свое влияние на Ближнем Востоке и начинает вносить раскол в ряды европейских союзников США, некоторые из которых готовы закрыть глаза на Асада. Ему даже удалось переместить на второй план украинский кризис", - указал Бреммер.

"Если кто-то и сомневался, что в XXI веке военная сила может оправдывать себя, то Владимир Путин доказал это на экспресс-курсе", - пишет корреспондент Tagesanzeiger Юлиан Ханс. "Без поспешно построенной военно-воздушной базы в Латакии Путин на Генассамблее ООН, возможно, опять стоял бы в одиночестве в буфете, как это было в ноябре прошлого года в Брисбене на саммите G20".

Самой серьезной ошибкой лауреата Нобелевской премии мира Обамы во время украинского кризиса стало то, что он назвал Россию региональной державой. "Подобные вещи нужно держать при себе: публичные оскорбления для Путина - то же, что и расширение НАТО на Восток", - отмечает автор.

"Россия не претендует на статус мировой державы", - совсем недавно заявил российский президент в интервью американскому каналу CBS. "Но сирийское наступление, сделавшее его самым уважаемым оратором на 70-й Генассамблее ООН и наконец-то подарившее ему встречу с американским президентом, говорит совершенно другим языком: тем самым Путин опроверг высказывание Обамы о региональной державе, - подчеркивает автор. - И, что вполне возможно, это и было одной из главных целей всей акции".

В статье для Foreign Policy главный управляющий и редактор FP Group Дэвид Роткопф пишет: а что если неэффективная борьба США с ИГИЛ - часть грандиозного плана Обамы? "Препоручим это Владу (и аятолле)".

На взгляд Роткопфа, Обама хочет оставить Сирию и Ирак на милость России и Ирана, поскольку США не желают активнее втягиваться в эту ситуацию. "Обаме неважно, что Россия позиционирует себя как соперник США, а Путин ради сохранения своего рейтинга может делать ставку "лишь на "возрождение величия России" через агрессию за рубежом". Неважно, что на Ближнем Востоке нарушается баланс между суннитским и шиитским блоком. "Неважно, что эти две страны [Россия и Иран. - Прим. ред.] - одни из самых опасных игроков в мире, занимающие высокие места в списке потенциальных противников, которые нервируют Пентагон", - говорится в статье.

"Мы перешли от мировоззрения Второй мировой войны - "победа любой ценой" к мировоззрению времен Обамы - "отступление любой ценой", - пишет Роткопф.

"Кстати, ничто из вышеизложенного не значит, что российско-иранской команде будет легко разгромить экстремистов", - пишет автор. Но, на его взгляд, для России и Ирана сейчас главное - не разгромить ИГИЛ, а гарантировать себе ключевые рычаги при политическом урегулировании в Сирии. Стратегии России и Ирана требуют, чтобы их влияние в Дамаске сохранилось. "И, поскольку США, Европа, сунниты и даже израильтяне охотно на это согласятся взамен на обуздание ИГИЛ и прекращение исхода беженцев, то, вероятно, российско-иранский гамбит сработает", - говорится в статье.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru