Архив
Поиск
Press digest
22 мая 2020 г.
4 марта 2004 г.

Моник Фами и Лео Ферраро | Facts

Извинение и искупление

Подозреваемый в убийстве не видел иного выхода, кроме мести. Коллеги жертвы боятся за свою жизнь - и дают выход своим эмоциям.

Страхом и скорбью охвачены авиадиспетчеры Skyguide. Страхом перед последующими актами возмездия со стороны разочарованных родственников жертв катастроф и скорбью по убитому коллеге Петеру Н.

"Нет, я ничего не хочу говорить", - бросает Том Л., который играл со своим другом Петером Н. в хоккейной команде Skyguide. Том Л. лишь чуть-чуть приоткрыл входную дверь, отперев перед этим четыре замка. Чтобы сразу же закрыть их снова.

1 июля 2002 года, ночью, когда у Иберлингена над Боденским озером столкнулись транспортный самолет DHL и башкирский "Туполев", Петер Н., авиадиспетчер компании Skyguide в Цюрих-Клотене, находился у радара один. Тогда погиб 71 человек, из них 45 детей. Кто и в чем виноват, пока не выяснено. Поэтому еще неизвестно, кто, кому и сколько должен заплатить. Но месть свершилась - так как никто не хотел признать себя виновным и попросить прощения. 24 февраля 36-летний датчанин Петер Н. был убит одним из тех, чьи родственники стали жертвами катастрофы.

"Я один из многих датчан, которые работают авиадиспетчерами в Цюрихе, и в последние дни я не могу сосредоточиться на работе", - написал после этого события в отраслевом интернет-форуме один из диспетчеров.

Чаты переполнены эмоциями. "Для меня очевидно, что Skyguide отвечает за обстоятельства, которые привели к беде, - писал один диспетчер. - Однако руководство испугалось публично взять на себя ответственность и тем самым не смогло защитить своих сотрудников от мести".

Автор другого высказывания ставит себя на место подозреваемого: "Мне кажется, это ужасно, что человек остался наедине со своим горем и тем самым был вынужден направить всю свою ненависть на дежурившего в тот момент авиадиспетчера".

"Человек" - это 48-летний Виталий Калоев, архитектор из Владикавказа. В результате катастрофы под Иберлингеном он потерял жену Светлану и двоих детей, Константина и Диану. Для него диспетчер Петер Н. - единственный виновник смерти его семьи.

18 февраля Калоев прибывает в Швейцарию и снимает номер в гостинице Welcome Inn поблизости от дома Н. Через шесть дней он выясняет, где живет Н. Незадолго до шести вечера он совершает задуманное. Днем позже его задерживают в гостинице, а через неделю помещают в психиатрическую клинику. Виталий Калоев находится в глубокой депрессии и может предпринять попытку суицида.

Психологи говорят, что убийство можно было предотвратить, если бы родственникам погибших было принесено извинение. Для кавказца смерть не может быть искуплена без извинения, говорил немецким журналистам этнопсихолог Эльбрус Саттсаев. Вне зависимости от решения суда.

Аналогичный взгляд и у психолога Петера Фэсслер-Вайбеля, который в качестве руководителя кризисного центра имеет опыт общения с родственниками жертв катастрофы самолета Swissair в Галифаксе: "Со стороны Skyguide и Швейцарии очень важно было бы безоговорочное извинение вместо холодного выражения сожаления".

У Виталия Калоева прощения не попросил никто. Более того, когда Калоев в день скорби через год после катастрофы отчаянно искал возможность встретиться с авиадиспетчером, глава Skyguide Алан Росьер воспрепятствовал этому, хотя Петер Н., как утверждает его брат, был на нее согласен. Пресс-секретарь Skyguide Патрик Херр сказал об этом: "Если бы тогда что-нибудь произошло, посыпались бы упреки: "Как вы это допустили?"

Дома во Владикавказе Калоева раздирали боль и скорбь. После этого он не проработал ни дня. "В день катастрофы он перестал жить", - говорят его родственники. Его единственным делом стало ежедневное хождение на кладбище. На Новый год он принес на могилу елку и "отмечал" там праздник вместе с мертвой семьей. Скорбя по родным, он отпустил бороду и превратил их кровати в алтари. Когда по ночам воспоминания об утрате не давали ему уснуть, он ехал на кладбище, рассказывают его родственники.

Калоев был не единственным, кто не мог понять бесконечных препирательств между немецкой и швейцарской службами безопасности полетов, экспертами, адвокатами и швейцарской юстицией. Вялость процесса не понятна и другим родственникам жертв катастрофы. Почему не был уволен авиадиспетчер? Что от них скрывают? Они предполагают заговор.

В день скорби 2 июля 2003 года, через год после катастрофы, поведение Калоева в Иберлингене и Клотене бросалось в глаза, поскольку он снова и снова задавал вопрос о виновнике трагедии: "Кто виноват? Виноват ли диспетчер?" Он остался один на один со своими вопросами, пока не ответил на них сам. "С такими подлецами, как этот авиадиспетчер, мы, кавказцы, поступаем по-своему", - якобы произнес он в этот день. Тогда он еще не знал фамилию человека, дежурившего тогда.

При всем том из промежуточного отчета соответствующего германского ведомства следует, что Н. не является главным виновником катастрофы. Причиной стала, скорее, совокупность 12 факторов. Если бы не было хотя бы одного из них, беда не случилась бы. Соответственно, в заключительном отчете, который должен быть представлен летом, конкретный виновный назван не будет.

В Германии незадолго до дня скорби стало известно, что "некий мужчина из Владикавказа" предложил частному сыщику 10 тысяч евро, чтобы тот раздобыл фотографию авиадиспетчера и установил за ним наблюдение. Детектив якобы отказался от этого поручения. Позже Калоев самостоятельно установил имя диспетчера - или из документов адвокатов, или даже из телефонного справочника, в котором Петер Н. числится до сего дня с указанием его профессии и номера мобильного телефона. Драма разворачивалась.

Тому, что дело дошло до неприкрытой мести, мы обязаны ряду неудачных высказываний и попыток уйти от прямых ответов со стороны Skyguide. После катастрофы руководство компания автоматически приняло сторону своих сотрудников и намекало на непрофессионализм российских пилотов. Наобум высказывались различные версии аварии.

Российская общественность восприняла это как оскорбление, российская пресса быстро нашла виновного - авиадиспетчера Петера Н. Правда, компания Skyguide после аварии последовательно скрывала датчанина от общественности. Петеру Н. также не давали читать письма с оскорблениями в его адрес.

"Нам постоянно приходят письма, пропитанные ненавистью, - говорит Херр, пресс-секретарь Skyguide. - Такие письма сразу отправляются в корзину". То, что фамилия Н. осталась в телефонном справочнике, - это "его личное решение", говорит Херр. "Если кто-то кого-то хочет найти, то он не остановится на одном только телефонном справочнике".

Но самое главное упущение - это то, что Skyguide до сего дня не попросил прощения у родственников погибших. Это решение имеет юридическую подоплеку: речь идет о больших деньгах. Адвокаты родственников перед судом легко могли бы представить извинение как признание вины и тем самым взвинтить до небес сумму требуемых компенсаций.

"Мы попробовали сформулировать извинения иначе, но это, к сожалению, не нашло понимания у родственников", - говорит Патрик Херр.

"Некоторые из наших высказываний были неудачны", - признает пресс-секретарь Skyguide. Он понимает, что люди находились в эмоциональном напряжении. Из-за этого сближение было трудным. "Но готовность с нашей стороны всегда присутствовала".

Калоев не довольствовался словами сожаления и сочувствия. Главе семьи, оставшемуся в одиночестве, было мало и того, что делегация швейцарского парламента 8 сентября во время визита в Россию выразила "свое сожаление поведением официальной Швейцарии". Он принял решение убить авиадиспетчера.

В отеле Welcome Inn ничто не свидетельствовало о том, что россиянин, всегда одетый во все черное, вынашивает ужасный замысел. "Он был спокойным гостем", - говорит служащая гостиницы Наташа С. Большую часть времени он проводил в своем номере. 24 февраля в сумерках россиянин покинул отель. Как будто вышел на вечернюю прогулку. Чтобы добраться пешком до дома Петера Н., ему потребовалось примерно 20 минут.

Источник: Facts


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru