Архив
Поиск
Press digest
3 июля 2020 г.
8 августа 2005 г.

Маркус Уоррен | The Telegraph

Несмотря на уроки "Курска", Россия должна еще многому учиться

Те, кто подвергаются риску в море и нуждаются в защите "от скалы и бури, от огня и врагов", как поется в старой песне, подразделяются на две категории. Большинство из нас попадает в первую категорию - и новички в морском деле, и яхтсмены, которые проводят на своих яхтах выходные дни, и профессиональные моряки. Эта первая категория людей подвергает себя умеренному риску, когда снимает судно с якоря и уходит в море.

Но существует и вторая, элитная группа моряков, которые храбро бороздят недра океана в плавающих и часто тонущих гробах - жизнерадостные моряки российского военно-морского флота.

Последний фильм Голливуда, темой которого была авария на российской подводной лодке, назывался "К-19. Оставляющая вдов". В главных ролях этого фильма снимались такие актеры, как Харрисон Форд и Лайам Нисон. Действительно, в последнее время весь российский военно-морской флот достиг больших успехов в том, что касается оставления вдов. Катастрофа подлодки "Курск" пять лет назад унесла жизни всего экипажа из 118 моряков, которые находились на борту этой субмарины. Но аварии со смертельным исходом и различные несчастные случаи по-прежнему продолжают происходить.

Только в прошлом месяце от взрыва пострадал и едва не затонул сторожевой корабль "Неукротимый", который должен был стать флагманом военно-морского парада. Это произошло в центре Санкт-Петербурга (между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта у Английской набережной. - Прим. ред.). Бросает в дрожь от мысли о том, что сказал бы об этом позоре Петр I, основатель и этого прекрасного города, и российского флота, знавший морское дело и изучавший кораблестроение на верфи в Дептфорде.

К счастью для экипажа батискафа АС-28, который в минувшие выходные запутался в тросах на дне Тихого океана, помощь подоспела вовремя. Но моряков спас не российский флот, а британские военно-морские силы, несмотря на то, что необходимое оборудование для спасения моряков пришлось доставлять по воздуху через полмира.

Капитан Милашевский, командир батискафа, и его команда производили большое впечатление: они выглядели героями, стоическими и хладнокровными даже во время кризиса, настоящими мужчинами, русскими мужиками.

Трагедия таких людей - и большинства россиян, и военных, и мирных граждан, заключается в том, что их мужество и стойкость востребованы не только для того, чтобы пережить те чрезвычайные ситуации, которые в их стране происходят в таком изобилии, но и для того, чтобы выжить в жестоких испытаниях, созданных для них Кремлем.

АС-28 - показательный пример этого. Когда я впервые увидел этот батискаф в действии, пять лет назад, в то время как он пытался достичь затонувшей подлодки "Курск", я был ошарашен. Он выглядел таким комичным и примитивным, что мне казалось: из его боевой рубки появится четверка "Битлз" - Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар - и хором запоет: "Мы живем в нашей желтой подводной лодке". Фактически, батискаф сам едва не затонул во время попыток спасти "Курск". Он сам являлся гиблым местом.

Хорошей новостью на этот раз стало то, что никто не погиб. Независимо от того, каким образом все произошло - попросили ли российские адмиралы, полные, в рубашках кремового цвета и в галстуках с клипсами, военно-морские силы Великобритании прийти на помощь либо просто приняли предложенную помощь, им пришлось проглотить свою гордость и с радостью принять постороннюю помощь. Это - огромный прогресс по сравнению с тем, как они угрюмо отказывались принять помощь Запада по спасению "Курска", до тех пор пока не стало уже слишком поздно. Если бы такая ксенофобия и жестокость повторились сейчас, то они, вероятно, обрекли бы капитана Милашевского и его людей на гибель в глубинах океана.

Возможно, я потворствую принятию желаемого за действительное, но на этот раз также создается впечатление, что командующие военно-морским флотом не стали распространять бесстыдную ложь, подобную той, которую они сообщали миру о "Курске": что субмарина столкнулась с подлодкой НАТО, что экипаж отбивал сигналы азбуки Морзе по корпусу лодки и что спасательной операции препятствовало волнение на море.

Тогда были извлечены некоторые уроки. Сейчас экипаж батискафа спасен. Честь российского флота была в некотором роде восстановлена. Раздавались слова благодарности в адрес военно-морских сил Великобритании из уст российских адмиралов. Вероятно, эти слова адмиралы произносили с трудом, но тем не менее они их произнесли.

Но за всеми этими ободряющими событиями стоит большой и неприятный вопрос: за что и ради кого капитан Милашевский и его экипаж чуть не лишились жизни в минувшие выходные?

Ради президента Владимира Путина, верховного главнокомандующего? Он оставался "человеком-невидимкой" во время этого кризиса, так же, как было и во время катастрофы с подлодкой "Курск" в 2000 году. Как и подобает уроженцу Санкт-Петербурга, Путин всегда проявляет большой интерес к военно-морскому флоту и даже одевается в морскую форму, как будто он является Петром I наших дней. В таком случае - позор, что его лидерство имеет такие просчеты.

В таком случае - может, ради Сергея Иванова, министра обороны, возможного преемника Путина и, как и Путин, бывшего шпиона КГБ? Правда, в отличие от Путина, Иванов совершенствовал свой английский язык, живя в семье британских коммунистов в городе Актон в 1970-х годах. Он сшит из той же ткани, что и его хозяин.

Разумеется, моряки батискафа рисковали своими жизнями не ради тех денег, что они зарабатывают. Их зарплаты, без сомнения, просто смешны. Увеличение оборонного бюджета, которое произошло благодаря росту цен на энергоносители, привело к созданию новых игрушек для генералов и адмиралов. Нужно поддерживать статус России как важной мировой державой, независимо от ее ядерного арсенала и ядерного потенциала. А жизни солдат, моряков и летчиков, которые и создают этот статус, имеют очень малое значение.

Может быть, экипаж батискафа делал это для России, из патриотизма и любви к родине? Это может объяснить, ради чего они пошли на такой риск. Но что Россия дала им взамен, и не только экипажу батискафа, но и остальным своим гражданам?

Несмотря на впечатляющий экономический рост последних лет, Россия не смогла создать для российского народа безопасность, систему правосудия, стандарты здравоохранения, свободу от коррупции или просто ту свободу, которую заслужил этот народ. И, что самое печальное, многие россияне, судя по всему, смирились с тем, что их так низко ценят кремлевские правители.

Россия не функционирует как государство и общество, и в срочной реконструкции здесь нуждаются не только батискафы.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru