Архив
Поиск
Press digest
16 августа 2019 г.
10 апреля 2008 г.

Ганс-Дитрих Геншер | Tagesspiegel

Мы должны участвовать в построении нового миропорядка

НАТО должно сотрудничать с Россией, Китаем и Индией

Разве все это случилось в Бухаресте или в Сочи? Как обстоят дела с ратификацией договора ДОВСЕ странами НАТО? Где обещанное уже 40 лет назад разоружение ядерных держав? Каким видит НАТО будущее тех ядерных держав, которые возникли вопреки договору о нераспространении ядерного оружия? Заморозят ли они в качестве первого шага свое ядерное вооружение и воздержатся от любого его распространения? И, что особенно важно для будущего альянса, какой видит НАТО свою роль в современном мире, коренным образом изменившемся? Западному альянсу снова нужна политическая концепция, подобная курсу, содержавшемуся в докладе Армеля, который впоследствии привел к окончанию холодной войны. Иными словами - доклад Армеля-II.

В Сочи любезностями обменивались не два уходящих президента: один из них остается, пусть и в иной ипостаси, другой уходит, причем навсегда. Есть и второе колоссальное отличие: один представляет страну, которой в стремлении достичь влияния, соответствующего ее весу, приходится рассчитывать только на себя; другой - мировую державу, которая одновременно является членом союза равноправных государств, американо-европейского сообщества, имеющего большое значение для глобальной стабильности.

Это нереалистично, если Вашингтон намерен ожидать, что альянс одобрит все его самостоятельные шаги, как, например, размещение элементов системы ПРО в Польше и Чехии или лоббирование членства в НАТО Грузии и Украины. В памяти еще живо неприятное воспоминание о создании Соединенными Штатами для роковой войны в Ираке коалиции согласных.

Собственноручно созданные проблемы уводят от проблем будущего, связанных с возникновение нового миропорядка. Неужели кто-то действительно верит, что без договоренностей по глобальным правилам для взаимозависимого мира - то есть без надежных глобальных рамочных условий, таких, как прозрачность финансовых рынков, честное регулирование мировой конкуренции, прощание с главенством мышления Севера, - можно без потрясений справиться с предстоящими драматическими переменами? Неужели кто-то действительно верит, что все это может произойти без равноправного сотрудничества с Россией, Китаем и Индией? Неужели кто-то действительно верит, что без сотрудничества можно добиться успеха в деле защиты климата или выработать глобальную энергетическую политику, основанную на доверии? Проблемы XXI можно решить только на основе равноправного сотрудничества. А при старом мышлении возвращаются еще и старые проблемы. Россия является для нас не естественным противником, а естественным партнером; китайцы, народ древней культуры, снова вышли на мировую арену - на этот раз окончательно. Они ищут сотрудничества, и мы не должны отказывать в нем. Нам нужны не новые образы врага, а масштабное и глобальное сотрудничество.

Неучастие Китая и Индии в саммитах "большой восьмерки" - это близорукость. Как и нежелание привести соотношение голосов в Международном валютном фонде в соответствие с новым экономическим и финансовым раскладом. Сигнал тревоги, раздавшийся в МВФ, должен был указать, сколь необходимо усиление совместных действий.

Крайне необходимо и усиление международного политического сотрудничества, например, для решения все более драматических проблем Ближнего Востока и в поиске выхода из катастрофы иракской войны. Опасность конфронтации между исламским и западным миром нарастает.

Конечно, нельзя закрывать глаза на проблемы в России или в Китае, как и совсем в других краях - на Ближнем и Среднем Востоке. Но каждый должен задаться вопросом, каким образом их преодолеть легче: в атмосфере глобальной конфронтации или в условиях мира, объединяющегося на почве сотрудничества и потому системно открытого? Мы, немцы, как разделенная страна не только использовали шанс европейского сотрудничества, мы этот шанс еще и создавали. Сегодня как часть ЕС мы должны действовать так же в деле создания нового миропорядка, который всеми и везде будет восприниматься как справедливый.

Ганс-Дитрих Геншер - министр иностранных дел Германии с 1974 по 1992 год

Также по теме:

Три революции (The Washington Post, Генри Киссинджер)

Нам следует аплодировать успехам России (The Independent)

Россия и Китай: какая демократия? (La Stampa)

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru