Архив
Поиск
Press digest
14 июня 2019 г.
12 августа 2005 г.

Жан-Доминик Мерше | Libération

"В 2000 году российский ВМФ находился в бедственном положении"

Адмирал Камиль Селье является одним из лучших во Франции знатоков российского военно-морского флота. Он много лет служил на подводных лодках, после чего занялся ликвидацией советского ядерного оружия по заданию Комиссариата по атомной энергии. Сегодня отставной адмирал излагает свою точку зрения на катастрофу "Курска".

- После катастрофы прошло пять лет. Известно ли, что на самом деле произошло?

- Известно все! Подлодка была поднята со дна в 2001 году, и в 2002 году следственная комиссия и суд поставили окончательную точку в этом деле. Изначально выдвигались три версии: мина, столкновение с другой подводной лодкой и взрыв на борту. Сегодня известно, что верной была последняя версия.

- Что же случилось?

- В торпедном аппарате субмарины при пуске взорвалась одна из торпед. Речь идет о тактической ракете, использующей перекись водорода. В 50-е годы англичане разрабатывали торпеды этого типа, но отказались от них после взрыва на борту субмарины HMS Sidon, затонувшей в 1955 году. Русские были единственными, кто их использовал, и, по нашим сведениям, никогда не испытывали с ними проблем. Нам не известны конкретные причины этого взрыва. Он тут же вызвал "непреодолимую", как мы говорим, течь, которую невозможно остановить.

- Говорят о двух взрывах.

- Именно. После первого взрыва, эквивалентного 60 кг тротила, подлодка затонула носовой частью. Единственный выход в таких случаях - ускорить движение, чтобы попытаться всплыть. Но дно было близко - на расстоянии 105 метров, тогда как длина "Курска" составляла 154 метра. Через две минуты он врезался в дно. Если бы глубина была большей, подводная лодка повернулась бы на 90 градусов и пошла ко дну вертикально, чтобы погибнуть под давлением воды на глубине около 800 метров. Но из-за удара, а также из-за того, что первый взрыв сделал ненадежными остальные торпеды, детонировали заряды, складированные в носовой части. Мощность взрыва была эквивалентна 6 тоннам тротила. Вода залила всю носовую часть.

- Но на борту еще оставались живые люди?

- В хвостовой части оставались 23 из 118 членов экипажа. Они умерли позже. Насколько нам известно, они не захлебнулись и не погибли от недостатка кислорода. Видимо, они пытались создать запас кислорода с помощью аварийной системы. Но это привело к пожару, а следовательно, удушью.

- Можно ли было их спасти?

- Не думаю. Российский флот мог бы что-нибудь сделать, если бы сохранил средства, которыми он располагал в советскую эпоху. Но в 2000 году он был в бедственном положении. А американские спасательные средства не подходили для российских подводных лодок.

- Русские ничего от нас не скрывают?

- Нет. Они продемонстрировали просто потрясающую открытость, учитывая привычки этой страны. Сразу же после катастрофы адмирал Попов, командующий Северным флотом, выдвинул версию о столкновении с американской подлодкой. Они пытались доказать, что это было нападением. Типичная реакция времен холодной войны. Очень скоро, вероятнее всего уже в сентябре 2000 года, американцы - естественно, присутствовавшие в той зоне, как это бывает на всех крупных учениях, - продемонстрировали президенту Путину записи, которые они сделали. И Путин отправил своих адмиралов в отставку. Правда, кое-кто до сих пор цепляется за версию об американской подводной лодке. Заговор - это то, что хорошо продается!

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru