Архив
Поиск
Press digest
19 апреля 2019 г.
16 мая 2006 г.

Кристоф Б.Шильтц | Die Welt

Участие вместо членства

Главный вопрос: расширение ЕС

Вступление Румынии и Болгарии в ЕС должно стать заключительным этапом той политики расширения, которая практиковалась до сих пор. Эта политика отзывалась на спрос, и не было ни выработки концепции, ни особых обсуждений. Расширение ЕС было своеобразным элитарным проектом, не знающим границ, но пришел конец существовавшей на протяжении десятилетия парадигме "Каждый, кто хочет, может прийти" (только Марокко стало исключением).

Это становится особенно очевидным на примере Болгарии и Румынии: несмотря на то что обе страны еще не созрели для вступления в ЕС из-за грубейших нарушений государственно-правовых норм, им было обещано членство еще год назад. Перспектива возможного членства снизила стремление политиков к реформированию, особенно в Болгарии, а недавняя игра мускулами ЕС по вопросу о том, в каком году, в 2007 или в 2008, эти страны должны стать ее членами, вообще выглядит фарсом. Больше похожие на судорожное глотание, последние попытки ЕС к расширению привели к тому, что Евросоюз утратил былое уважение и доверие.

Где проходят границы ЕС? Есть ли в Европе жизнь за пределами Евросоюза? Существует ли альтернатива расширению? Четкие ответы на все эти вопросы намного важнее бесчувственной Европейской конституции или либерального внутреннего рынка. Если элита ЕС стремится к тому, чтобы возродить в европейском проекте недостающую "веру в легитимность" (Макс Вебер), она должна - впервые за всю историю существования - начать открытую дискуссию о своих границах.

Чтобы не возникало сомнений: проводимая до настоящего момента политика по расширению в целом оказалась успешной. Она стимулировала трансформацию в молодых южно- и восточноевропейских демократических странах, она сделала границы старых членов ЕС более прочными и экспортировала стабильность; она сделала возможным рост общеэкономических благ на базе единого рынка, эффективного разделения труда и снижения затрат на сделки. Но, с другой стороны, расширение не способствовало, по большому счету, укреплению интеграции ЕС, неэффективные политические структуры и устаревшие системы распределения аграрного и структурного фондов так и остались незатронутыми даже после массового вступления центрально- и восточноевропейских государств. Финансовые отчисления для уравновешивания различий в доходах и развитии внутри нового сообщества вынуждены взвалить на свои плечи налогоплательщики более старых членов ЕС. Чувство единения со временем стало слабеть, а не крепчать.

Тот, кто дискутирует на тему поглощения и границ ЕС, должен не забывать об этом чувстве единения. ЕС - это не союз по принуждению, а единство ценностей, которое базируется на незыблемых принципах и исторической идентичности, общих для всех членов. Общая политическая культура Запада должна стать решающим критерием для условий принятия в Союз и границ ЕС. Это значит, что - на сегодняшний день - государства на западе Балкан относятся к ЕС точно так же, как Польша или Венгрия, но не Турция. Второй, но не менее важный критерий, - это Евроконституция.

Итак, границы ЕС жестко не закреплены в географическом ареале от Атлантического океана до Урала, они динамичны и изменяются в зависимости от политического процесса. Никто не должен однозначно исключать того, что на сегодняшний день кажется невозможным: Россия или Марокко смогли бы через 50 лет стать членами ЕС, если соблюдение демократических принципов, гражданских свобод, государственно-правовых норм, а также свободная рыночная экономика станут в этих странах обыденностью. Кроме этого, отношения этих стран с ЕС должны приобрести стабильность, а Евросоюз, со своей стороны, должен быть в состоянии принять новых членов.

Но это все в будущем. На сегодняшний день ЕС необходима основательная передышка в марафоне по расширению. Одновременно с этим ЕС должен разработать такую политику, которая способствовала бы трансформации бывших республик Советского Союза, а также государств Средиземноморья. Только в этом случае оттуда будет исходить безопасность, и их вхождение в ЕС может не понадобиться. Посему ЕС должен улучшить и интенсифицировать свою политику соседства, которая ориентирует технократические "планы действия" на те государства, которые и не должны вступать в ЕС. Обширные соглашения об ассоциированном членстве, имеющие политическое, экономическое измерение, а также размерность политической безопасности, должны закладывать основы для "устойчивого партнерства" (Барбара Липперт), участия, пусть без возможности влиять на принятие решений, которое гарантирует, что к ЕС не будут предъявляться чрезмерные требования. Турция тоже должна стать адресатом этой новой стратегии.

Новая политика по отношению к соседним государствам для Европы гораздо важнее вопроса о конституции. Канцлер ФРГ Ангела Меркель планирует сделать вопрос о конституции центральной темой во время председательствования Германии в ЕС в будущем году.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru