Архив
Поиск
Press digest
23 сентября 2020 г.
19 июня 2007 г.

Нора Фитцджеральд | The Washington Post

Боровский Диего Ривера вызвал недовольство местных властей

Российский художник-энтузиаст попытался разрисовать весь город, но натолкнулся на стену непонимания. Когда его работы приняли политическую окраску, рассерженные власти вооружились белилами

В российском городе Боровск, насчитывающем 12 тысяч жителей, где небольшие домики расположились на поросших травой холмах, жизнь текла без особых событий. Но вот пять лет назад художником-любителем Владимиром Овчинниковым завладела идея - он решил, что город должен превратиться в сплошное живописное полотно.

"Мне пришло в голову, что все местные художники должны перенести на стены зданий свои работы в увеличенном виде, - говорит 69-летний Овчинников, инженер-строитель на пенсии. - Все другие художники отказались: одни ссылались на то, что здоровье не позволяет, другие - на возраст, третьи говорили, что это не приносит денег. Тогда я сам пошел к нашему тогдашнему мэру и вызвался самостоятельно расписать стены".

Мэр решил, что идея прекрасная. И неутомимый пенсионер заполнил стены общественных зданий, частных домов и заборы изображениями церквей, портретами исторических деятелей и натюрмортами. Всего получилось 100 работ. Смотреть эту выставку под открытым небом в Боровск, расположенный всего в 63 милях к югу от Москвы, приезжали любопытные и, разумеется, тратили в городе деньги, что весьма приветствовалось.

Все шло замечательно, пока монументалист не решил сделаться политическим художником с сатирическим уклоном, этаким боровским Диего Риверой. Его изображение мученика за веру, а также политическая карикатура во всю стену были встречены неоднозначно. Власти быстро изменили отношение к нему: часть работ Овчинникова замазали.

Сегодня Овчинников играет роль, которая в российском обществе окружена почтением, - инакомыслящего художника, жертвы мелочных бюрократов. "Если исходить из эстетических или нравственных принципов, я не написал ничего возмутительного, - протестует он. - Говорят, что людям мои росписи нравятся".

Овчинников родился в 1938 году в Таджикистане, куда был сослан его отец. После смерти советского вождя Иосифа Сталина отца реабилитировали, и семья купила дом в Боровске. В советское время некоторых бывших "врагов народа" ближе к столице не подпускали.

В свободное время Овчинников начал писать маслом на холсте. Сегодня его дом просто набит полотнами тех времен - множество рек, лошадей, цветов и женщин. Они ничем не выделяются среди заурядных картинок, которые можно найти на любом уличном рынке. Однако в Боровске все единогласно считают, что когда Овчинников впервые подошел с кистью к стене, произошло нечто волшебное. Он словно бы излил на Боровск свое новообретенное вдохновение.

Сегодня фасады, разрисованные фигурами и сценами из прошлого, приглашают прохожих изучать историю прямо на тротуаре. Есть роспись с картой Боровска, где во всех деталях изображены городские достопримечательности и персонажи некоторых будущих фресок. Неподалеку изображен крестьянин-отходник - типичный боровский обитатель 100-летней давности - который держит громадный огурец. Над ним - лозунг в советском стиле: "Вот молодец наш огурец!"

Наискосок от магазина, где торгуют мясом, мороженым и пивом, внимание прохожих привлекает масштабное изображение солдат царской армии на параде в 1911 году. На улице Ленина Наполеон скачет на коне перед боровской усадьбой, где он, по легендам, ночевал.

Напротив мэрии Овчинников нарисовал кошек в настоящих окнах, а затем украсил фасады нарисованными окнами. Его жена, поэтесса, сочинила к некоторым фрескам стихотворные подписи и выписала их аккуратным почерком.

"Мне очень нравятся эти росписи, - говорит пенсионерка Лариса Рудюк, живущая в Боровске. - Я по-настоящему рада, я думаю, что они очень много дают городу".

Власти перестали благоволить Овчинникову, когда он изобразил мученика XVII века Аввакума, вождя религиозного течения, известного под названием "староверы", которое откололось от Русской Православной Церкви в знак протеста против изменения литургии. На картине Аввакум, как сочли зрители, сердито жестикулировал.

Безусловно, тема была важная - когда-то Боровск был центром старообрядчества. Мученик Аввакум, которого, как и его сторонников, преследовали за убеждения, сидел тут в заточении. Сегодня в Боровске есть и старообрядцы, и сторонники "новой" веры, и просто неверующие.

Сергей Зеленов, с 2005 года являющийся мэром Боровска, утверждает, что местные религиозные иерархи не одобрили изображение Аввакума и нашли его сердитый вид оскорбительным. "Ко мне пришел один верующий, - вспоминает он, - и сказал: "Я замазал эту картину", а я сказал: "Спасибо".

Как жаль, сетует Зеленов, что художник не удовлетворился своим первоначальным замыслом. "Первоначально это было очень хорошо для популяризации Боровска, и Овчинников приложил массу усилий для привлечения в город туристов. Но затем начались очень негативные моменты, и он воспользовался своей славой. Он начал изображать исторических и религиозных деятелей и слегка ввязался в политику".

Недовольные замазывали все новые росписи. Овчинников начал работать тайно, по ночам. Зеленов пригласил его к себе для беседы. "Он сказал: "Я художник и могу рисовать что хочу и где хочу", - вспоминает мэр. - Я сказал: "Если вы художник, вам нужен холст", а город имел власть отказать Овчинникову в "холсте".

Власти всерьез взялись замазывать работы Овчинникова, когда тот изобразил московского мэра Юрия Лужкова перед возрожденным храмом Христа Спасителя в Москве со сверкающими куполами. Справа от Лужкова художник нарисовал губернатора Калужской области перед разрушенным собором староверов в Боровске и над его головой написал: "А вы так можете?"

Овчинников говорит, что таким образом выразил свое негодование по поводу того, что собор лежит в руинах.

Местная калужская газета заметила, что даже Микеланджело не давали такой свободы. Роспись полностью замазали.

"Если вы послушаете Овчинникова, - говорит Зеленов, - то на каждую фреску, которую он рисует, я якобы замазываю две. Он понимает, что художник живет, лишь пока люди о нем говорят".

После этого мэр приказал Овчинникову приносить на утверждение эскизы перед тем, как расписывать другие боровские здания. По словам Овчинникова, последние шесть эскизов, которые он послал мэру, так и застряли без одобрения.

Многие из росписей пользуются единодушной поддержкой общественности и наверняка сохранятся - но некоторые начали блекнуть. По словам Овчинникова, он не заработал своей живописью ни гроша, а краски и кисти - "не самые лучшие и не самые дорогие" - покупал в основном на собственные деньги.

На начальном этапе, на волне эйфории ему дали тысячу рублей (около 26 долларов) на краски; а недавно его оштрафовали на тысячу рублей за искажение облика административного здания. Овчинников, проявив свой боевой характер, отказался платить и подал жалобу.

Теперь, как говорит Овчинников, он начал расписывать стены в других городах - например, в Севастополе и Обнинске. От своей мечты расписать весь Боровск он отказался.

Здесь "чиновники делают, что хотят", говорит Овчинников, "и своей цели они добились - ограничили мою деятельность. Конечно, в Боровске росписи долго не продержатся, они выцветают, но уже хорошо, что мне удалось это сделать. Это была редкостная вещь, и люди всей душой приветствовали мою работу".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru