Архив
Поиск
Press digest
18 сентября 2020 г.
22 февраля 2006 г.

Патрисия Бриель | Le Temps

Странные портреты юного Мухаммеда

Скандал вокруг карикатур на Мухаммеда создал впечатление, будто весь мусульманский мир считает запрещенным изображение Пророка. Между тем еще в 80-е годы в Иране можно было встретить постеры, на которых молодой Мухаммед был изображен в виде подростка с женственными чертами лица и обнаженным плечом.

Этнологи Пьер и Мишлин Санливр, коллекционирующие народное изобразительное искусство мусульманского мира, привезли из своих путешествий несколько таких портретов, выполненных в "китчевой" эстетике. Напечатаны они были в Тегеране, Куме и других иранских городах. Ведь шиитский ислам гораздо более гибко, чем суннизм, относится к вопросу об изображении Пророка и членов его семьи.

Все портреты, казалось, были сделаны по единой модели, так как поза эфеба остается неизменной: голова, повязанная тюрбаном, наклонена влево, одно плечо обнажено, на лице юноши - добрая улыбка. Меняются лишь детали: декор, складки тюрбана, цвета.

Гуляя по Парижу, этнологи случайно наткнулись на афишу, возвещавшую об экспозиции немецкого фотографа-ориенталиста Рудольфа Франца Ленерта (1878-1948). Портрет, напечатанный на афише, до странности напоминал эфеба с их постеров. Посетив выставку, они нашли ту самую изначальную модель: с фотографии 1905 или 1906 года улыбался молодой араб с обнаженным плечом.

О своем открытии супруги Санливр рассказали в журнале Etudes photographiques в ноябре 2005 года. "Сначала мы думали, что эти постеры были навеяны портретами юношей Караваджо", - говорит Пьер Санливр. В частности, он приводит в пример "Мальчика с корзиной фруктов" из римской галереи Боргезе и "Святого Иоанна Крестителя" из музея Капитолия. И действительно, в портрете молодого человека присутствуют черты западного позднего Ренессанса. Но сравнение постеров с фотографией Ленерта не оставляет никаких сомнений. Тем не менее, скорее всего моделью для иранских постеров послужила открытка, сделанная с этой фотографии. Под карточкой, сделанной в 20-е годы, стоит подпись "Мухаммед", что, видимо, и позволило иранским издателям найти сходство между пророком ислама и молодым тунисцем с фотографии.

Каким образом снимок, сделанный в Тунисе Ленертом и опубликованный его партнером Эрнстом Генрихом Ландроком (1878-1966), попал в Иран? Этого этнологи не знают.

Под некоторыми иранскими постерами имеется текст, объясняющий происхождение образа. Речь якобы идет о портрете, выполненном христианским монахом Бахирой, который узнал в юноше, встреченном им в Сирии, будущего пророка ислама. История о монахе-художнике не имеет отношения ни к мусульманской традиции, ни к установленным историческим фактам. Ее достоинство состоит в том, что портрет молодого Мухаммеда она приписывает христианину, а следовательно, снимает с мусульман вину в святотатстве, коим является изображение Пророка. Кроме того, она утверждает, что еще при жизни Мухаммеда христиане признавали его исключительность.

Пикантность состоит в том, что иранских издателей вдохновила фотография, исполненная чувственной эстетики. Кроме пустынь, рынков и кварталов Туниса, Ленерт и Ландрок любили фотографировать девочек и мальчиков-подростков с открытыми частями тела. Фотографы, основавшие крупный издательский дом в Тунисе, познакомились в Швейцарии в 1904 году. Как отмечают Пьер и Мишлин Санливр в Etudes photographiques, "мальчики, выбранные в качестве моделей, не оставляли равнодушными европейских клиентов - адептов "любви, не смеющей назвать свое имя". Это была эпоха "Имморалиста" Андре Жида, который не стеснялся воспевать красоту мальчиков Магриба. "Ленерт и Ландрок, безусловно, сыграли на струне экзотизма с его образами, но сделали это талантливо", - пишут этнологи. Работы двух фотографов, заново открытые в 80-е годы, стали темой статей, книг и экспозиций, одной из которых была выставка в Елисейском музее в Лозанне.

Пьер и Мишлин Санливр отмечают, что, хотя портрет, легший в основу иранских постеров, несет в себе отпечаток некоторой двусмысленности, в Иране ему был придан другой смысл. Издатели постеров выбрали прототип, воплощающий собой молодость, красоту и гармонию.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru