Архив
Поиск
Press digest
22 февраля 2019 г.
22 февраля 2018 г.

Фред Уэйр | The Christian Science Monitor

До того как "фабрика троллей" переключилась на США, в центре ее внимания была Россия

Для многих американцев обвинение в адрес российской "фабрики троллей" впервые поместило в фокус внимания предприятие, которое предположительно вмешивалось в выборы в США. Но в России "Агентство интернет-исследований" уже пять лет было в поле зрения общественности, пишет журналист The Christian Science Monitor Фред Уэйр.

"Агентство интернет-исследований" - хорошо финансируемая организация в сфере "интернет-маркетинга", способная выполнять коммерческие функции, но получившее скандальную известность из-за политической деятельности, которая включает в себя наполнение российских соцсетей прокремлевскими комментариями, блогами, записями и инфографикой", - сообщает корреспондент.

"Эксперты полагают, что по всей России есть несколько таких предприятий, некоторые из которых нацелены на региональную аудиторию. В отличие от советских времен, когда операции проводились на секретном объекте, окруженном колючей проволокой, у этих агентств нет явного кремлевского следа. В них в основном работают обычные молодые россияне - компьютерные гики", - сообщает журналист.

Финансируется агентство, по-видимому, Евгением Пригожиным - предпринимателем в сфере кейтеринга, известным также как "повар Путина" из-за организации им роскошных празднеств к президентским дням рождения. Почему его компания решила открыть "американский отдел" (вероятно, в 2014 году), остается тайной, пишет Уэйр.

Журналистка Людмила Савчук, которая в 2015 году на несколько месяцев проникла в агентство, рассказала изданию: "Я не сомневаюсь, что были попытки повлиять на выборы в США. Фразы, подходы, интонация, которые использовалась в рунете, кажутся очень похожими на те, что применялись в американских соцсетях. Что касается фактического влияния, что ж, это трудно оценить".

Савчук и множество других "троллей" за 12-часовую смену выполняли норму по публикациям в Facebook, "ВКонтакте", Twitter, Instagram и LiveJournal, используя поддельные аккаунты и замаскированные IP-адреса. В центре внимания были актуальные события, такие как война на Украине и убийство Бориса Немцова, говорится в статье.

Эксперт ВЦИОМ Кирилл Родин считает, что влияние интернет-троллей может быть преувеличено. "Посредством множества исследований, которые проводились в период последних выборов в Госдуму, показано, что кандидаты, сделавшие ставку на рекламу в интернете как на основное средство агитации, потерпели серьезную неудачу. Избиратели, по-видимому, внимательнее следят за более традиционными средствами продвижения. Исследований, как информационные потоки в интернете влияют на общественное мнение в целом, мало. Мне думается, оно минимально и сосредоточено в очень локальных сегментах", - сказал социолог.

Однако "тролли" воздействуют на самих кандидатов, отмечается в статье. Пресс-секретарь Григория Явлинского Игорь Яковлев рассказал: "Мы испытываем давление. Оно не постоянно, это происходит время от времени, но мы действительно сталкиваемся с атаками "троллей". Иногда это просто оскорбления, иногда более грубые реакции на нашу позицию, особенно по внешней политике. Мы стараемся банить такие аккаунты, но когда происходит масштабная атака, ее довольно трудно сдержать. Когда у нас появляется огромная волна подобных негативных комментариев, становится ясно, что это работают "тролли".

"Мы постепенно привыкаем к троллингу как к факту политической жизни. У нас нет доказательств того, кто за этим стоит", - добавил Яковлев.

Явление, вероятно, уходит корнями в 2011 год, продолжает Уэйр. В России тогда росло число пользователей интернета и ширилось движение протеста против фальсификаций на выборах в Госдуму. "Российские власти, видимо, инициировали создание этой системы для использования внутри страны несколько лет назад, когда такие противники, как Навальный, с помощью соцсетей получали большую поддержку, особенно среди молодежи", - прокомментировала специалист по изучению элит Ольга Крыштановская.

По мнению редактора журнала "Контрапункт" Маши Липман, связь с Кремлем может быть слабой. "Сеть - это среда, доступная для всех. Соотношение сторонников властей и критиков в интернете такое же, как и в российском обществе в целом. Сторонников намного больше, чем критиков, и они могут быть столь же неистовыми", - сказала она.

"В России не бывает нехватки денег для финансирования какой-либо операции, которая, как считается, угождает Кремлю, - указала Липман. - Такие, как Пригожин, могут делать это не потому, что получают инструкции, а потому, что считают это приятным для властей. И на самом деле это не может быть неприятным для Путина, иначе он положил бы этому конец. Но степень причастности правительства неясна и, возможно, никогда не будет ясна".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru