Архив
Поиск
Press digest
6 августа 2020 г.
23 ноября 2005 г.

Аркадий Островский | Financial Times

Москва стремится контролировать "Автоваз"

Российское правительство стремится взять контроль над "Автовазом", крупнейшим производителем автомобилей в стране, назначив правительственных чиновников в совет директоров этой частной компании. Это стало одним из самых удивительных примеров восстановления контроля государства над ключевыми отраслями экономики.

Правительство имеет в собственности лишь 2% акций "Автоваза", но оно назначает несколько своих чиновников в совет директоров этой компании.

Владимир Путин, президент России, направил нескольких высокопоставленных представителей своей администрации в советы директоров некоторых крупнейших российских компаний, где государство имеет контрольные пакеты акций, в том числе в "Аэрофлот", "Роснефть" и "Газпром". На этот раз правительство впервые делегировало своих чиновников в совет директоров частной компании.

По мнению экспертов, этот шаг означает тихую национализацию "Автоваза" - вслед за принудительной национализацией ЮКОСа, который в прошлом являлся крупнейшей российской нефтяной компанией, и покупкой "Газпромом" нефтяной компании "Сибнефть" за 13 млрд долларов.

"Это самый последний пример усиления власти путинского режима над экономикой страны", - сказал Эл Брич, главный экономист и ведущий аналитик брокерской компании Brunswick UBS.

"Рособоронэкспорт", государственное агентство по экспорту вооружений, и Внешторгбанк, государственный банк и кредитор "Автоваза", сообщили о том, что они направили своих высших руководителей в совет директоров "Автоваза". Один из двух кандидатов, делегированных "Рособоронэкспортом", - заместитель директора этого агентства Владимир Артяков, который одновременно может быть избран председателем совета директоров "Автоваза".

Еще один возможный кандидат на этот пост - глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Алешин не подтвердил факт выдвижения своей кандидатуры в совет директоров "Автоваза", но сказал о том, что сейчас проводятся переговоры на эту тему.

"Рособоронэкспорт", один из самых могущественных и секретных российских институтов, возглавляет Сергей Чемезов, который в середине 1980-х годов работал представителем этой компании в ГДР, в Дрездене, где находился Путин в качестве агента советских спецслужб. Эти два человека жили в одном многоквартирном доме и были друзьями, как рассказал сам Чемезов в своем недавнем интервью журналу "Итоги".

Такая перетряска в "Автовазе" происходит после того, как ушел на пенсию председатель совета директоров Владимир Каданников, который возглавлял это предприятие в течение 18 лет.

Хотя "Автоваз" и получает скромный доход в размере около 100 млн долларов, это предприятие стремительно теряет позиции перед иностранными конкурентами. Елена Сахнова, аналитик московского инвестиционного банка United Financial Group, считает, что присутствие правительственного чиновника в автомобилестроительной отрасли может усилить позиции "Автоваза" в России.

"Автоваз" стал источником первого капитала для Бориса Березовского, российского олигарха, который покинул страну. Правоохранительные органы обвиняют его в мошенничестве и настаивают на его выдаче. Березовский никогда не делал публичных заявлений о том, что он владеет акциями "Автоваза", но он поддерживает тесные связи с менеджерами этой компании.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru