Архив
Поиск
Press digest
3 июля 2020 г.
24 февраля 2004 г.

Редакция | The New York Times

Путинский отказ от участия в предвыборной кампании подробно освещается в российских СМИ

Владимир Путин, очевидный победитель президентских выборов в России в следующем месяце, говорит, что не будет принимать участия в предвыборной кампании. Однако по освещению в СМИ такого не скажешь.

Подконтрольные Кремлю телеканалы сообщают о каждом шаге президента.

Редкие выпуски новостей начинаются с чего-то иного, кроме как с образа бывшего агента советской разведки, убедительно глядящего с телеэкранов и своим фирменным монотонным голосом произносящего наставления дня сегодняшнего.

На прошлой неделе он появился в военно-морской форме на подводной лодке, затем - в солдатской амуниции на военных учениях, чуть позже призвал ветеранов афганской кампании 1980-х гордиться прошлым и, наконец, закончил неделю в Кремле, председательствуя (в присутствии телекамер) на заседании ключевых министров.

По западным стандартам все это выглядит довольно угнетающе, но никак не вредит шансам Путина на переизбрание в России.

В то же время это вызывает мощное недовольство некоторых из его шести конкурентов, которые считают, что засилье образа Путина в СМИ попахивает старой советской эрой. Они обвиняют его в нарушении электорального принципа равного эфирного времени для всех кандидатов, а журналистов - в лизоблюдстве.

"Это не кампания в ее истинном смысле, потому что выборы вряд ли можно назвать конкурентными, - отмечает Борис Макаренко из Института политических технологий. - Конечно, в переизбрании Путина никто не сомневается".

Озабоченность Запада

Вопрос о необъективности СМИ в плане подыгрывания Путину разжег обеспокоенность Запада во время декабрьских парламентских выборов в Думу.

Высокопоставленный представитель ОБСЕ заметил тогда, что привилегированное освещение в СМИ пропутинской партии "Единая Россия", которая одержала полную победу, создало "несправедливую атмосферу" для других партий.

В январе во время визита в Москву госсекретарь США Колин Пауэлл озвучил сомнения США относительно приверженности России демократии, а другие американские чиновники указали на тенденциозность СМИ во время думских выборов.

Но большинство россиян ничуть не смущены тем фактом, что на мартовских выборах не будет никакого соперничества; сейчас неизвестно лишь одно - с каким процентом голосов Путин придет к победе.

Оппозиционные партии, еще не оправившиеся после огромных потерь в декабре, выпускают на поле второстепенных кандидатов, чтобы уберечь своих лидеров от нового позора.

Как свидетельствует недавний опрос общественного мнения в России, Путина поддерживают почти 70%. Коммунист Николай Харитонов имеет чуть больше - 3%, националист Сергей Глазьев и либерал Ирина Хакамада получают по 2%.

Как на эшафот

Хакамада, которая обвиняет Путина в авторитаризме, открыто ограничивает свою предвыборную кампанию идеей продвижения либеральной программы. "У меня нет намерения становиться президентом", - указывает она, подчеркивая, что идет как будто на эшафот и что главное - это показать властям, что в России есть нормальные люди, которые будут сопротивляться и объединят силы независимо от того, какое давление будет на них оказываться.

Кандидаты в президенты выразили свое возмущение тем, что государственный канал "Россия" транслировал в прямом эфире программную речь 51-летнего президента-кандитата, выдержки из которой затем еще и повторялись в течение дня. Однако представители Центризбиркома отклонили все жалобы.

Те же государственные каналы, возвращаясь к старой советской практике, прилагают все усилия к тому, чтобы имя Путина не ассоциировалось ни с какими провалами или плохими новостями.

Провал запуска ракеты на военных маневрах, на которых присутствовал Путин, был проигнорирован всеми основными каналами. Они обошли стороной и похороны жертв обрушения крыши в развлекательном центре в Москве.

Интерес электората к теледебатам, которые транслируют утром и ранним вечером, ограничен в связи с неучастием в них главного лидера.

"Путин уверен в себе. Его рейтинги высоки, и он не хочет тратить на кампанию деньги налогоплательщиков, - говорит Виталий Трубецкой, политический наблюдатель телеканала "Россия". - Как государственное телевидение, мы обязаны освещать деятельность президента. Если другие кандидаты хотят получать равное эфирное время, пусть создают повод для новостного репортажа. Тогда мы покажем и их. Здесь, в России, мы руководствуемся здравым смыслом. Путин не любит пустых разговоров".

Либералы признают, что типичный россиянин не придает большого значения дебатам и освещению выборов в СМИ.

По словам независимого журналиста Сергея Пархоменко, "среднестатистический российский читатель на самом деле не понимает, зачем нужна свободная пресса и, прежде всего, зачем нужна свобода ему самому".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru