Архив
Поиск
Press digest
6 декабря 2019 г.
24 февраля 2010 г.

Вилли Ле Девен | Libération

Утраченное королевство

На юго-востоке Эстонии, в регионе Сетумаа расположена деревня Обиница, где проживают 600 представителей народа сету. Ежегодно в конце августа на традиционном празднике они выбирают себе соверена - земное воплощение языческого бога плодородия Пеко, которому сету поклоняются, несмотря на свое православие. Прошлым летом королевой сету стала известная эстонская певица Ыйе Сарв, имеющая сетусские корни. Как отмечает Libération, это "чисто символическая роль, так как сету не имеют политического признания".

Народ сету, насчитывающий несколько тысяч представителей, считает Сетумаа своим "королевством", разрезанным надвое после Второй мировой войны, когда Сталин изменил границы региона. В результате столица "королевства", Обиница, оказалась на территории Эстонской ССР, а монастырь с могилой бога Пеко вошел в состав России, пишет издание. После распада СССР возникла проблема воссоединения семей, границу стало практически невозможно пересечь из-за плохих дипломатических отношений между Таллином и Москвой: Эстония требует, чтобы Россия признала условия Тартуского мира 1920 года, ратификация которого позволила бы Таллину восстановить границы первой республики и воссоединить Сетумаа.

Однако королева Ыйе не питает иллюзий: "Когда русские что-то забирают, то никогда это не возвращают, - приводит ее слова издание. - Эта граница нанесла очень тяжелый удар по единству нашего народа. Мне приходится платить за визу 35 евро каждый раз, когда я хочу поехать в Печоры. С местными зарплатами это невозможно. Если так пойдет дальше, наши традиции исчезнут".

Когда в 2004 году Эстония вошла в состав ЕС, страна стремилась создать собственную идентичность и утвердиться перед лицом прежнего советского господства: сохранение культуры сету внезапно стало одним из приоритетов национальной политики, и сету из изгоев превратились в носителей эстонской самобытности, отмечает издание. Но поможет ли такое внезапное увлечение выжить культуре сету или сделает ее музейным экспонатом? По признанию митрополита ЭАПЦ Стефаноса Хараламбидеса, число сету в Сетумаа постоянно сокращается. Глава Группы защиты прав меньшинств Ив Плассеро утверждает, что на российской территории сету становятся жертвами политики ассимиляции, утрачивая свои обряды, язык и религию; хотя на эстонской стороне этот процесс идет не так быстро, старение населения не оставляет надежд, признает Плассеро.

Смотритель местного музея Эвар убежден, что для сохранения восьмивековой фольклорной традиции сету необходимо зафиксировать народные песни на бумаге. Дело в том, что культура сету - устная. Рабочая группа конгресса сету занимается созданием письменности и переводом книг на язык сету.

Впрочем, не все сету озабочены культурным возрождением. "Министерство образования Эстонии разработало программу преподавания на языке сету для жителей региона. Однако родители предпочли бы, чтобы их отпрыски учили английский, - отмечает Эве, сотрудница музея Обиницы. - Мы боимся, как бы сету не стали просто приманкой для туристов. Все проспекты, посвященные Эстонии, рассказывают об аутентичности сету, их костюмах, праздниках, танцах. Летом в Обиницу приезжают переполненные автобусы. Эта тенденция пугает сету. Они должны подумать, как можно вписать их традиционную культуру в современность и открыться эстонскому обществу".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru