Архив
Поиск
Press digest
27 октября 2020 г.
24 июля 2007 г.

Майкл Гордон | The New York Times

Американцы останутся в Ираке минимум до 2009 года

В то время как в Вашингтоне политики продолжают спорить о судьбе Ирака, командование силами США в Багдаде разработало подробный план, согласно которому американские войска в течение ближайших двух лет продолжат играть значительную роль в жизни страны.

Засекреченный план, разработанный совместно командующим американскими силами и послом США в Ираке, предусматривает восстановление безопасности в отдельных районах, в том числе в Багдаде, к лету 2008 года. По сообщениям американских чиновников, знакомых с содержанием документа, "устойчивую безопасность" по всей стране планируется обеспечить к лету 2009 года.

Этот подробный документ - так называемый Совместный оперативный план - является следующим шагом в новой стратегии президента Буша, о которой было объявлено в январе. Тогда администрация приняла решения направить в Ирак пять дополнительных тактических бригад и прочие подразделения. Данное решение ознаменовало отход от предыдущей стратегии, согласно которой ответственность за обеспечение безопасности в стране должны были взять на себя сами иракцы.

Новый подход делает акцент на защиту иракского населения в Багдаде. По мнению авторов плана, улучшение ситуации с безопасностью даст иракским политикам простор для маневра, необходимый для политического урегулирования в стране.

Новый план рассчитан на два года, и в нем не называется точное число военнослужащих и сроки вывода войск. Авторы документа ожидают, что американское присутствие в Ираке уменьшится, когда в концу нынешнего и началу 2008 года "усиление" выполнит свои задачи. Тем не менее, план предусматривает дальнейшее участие американцев в подготовке солдат и сотрудничество с иракской армией в борьбе против террористических группировок, сообщили представители США.

Документ ставит достаточно амбициозные цели, учитывая размах действий стойкого суннитского сопротивления и мятежных боевиков-шиитов. Кроме того, иракские лидеры не смогли обеспечить прогресс в области урегулирования политических противоречий, а соседние Иран и Сирия активно вмешиваются в дела Ирака. Промежуточная оценка прогресса в Ираке, которую Белый дом опубликовал 12 июля, выглядит неоднозначно.

В США критики администрации готовы терпеть еще несколько недель, однако авторы новой стратегии разбивают надежды многих конгрессменов на то, что американское присутствие в Ираке вскоре подойдет к концу.

О плане, который разработали командующий американскими силами генерал Дэвид Петреус и американский посол Райан Крокер, было доложено министру обороны Роберту Гейтсу и адмиралу Уильяму Фэллону, возглавляющему Центральное командование. Официально документ должен быть опубликован на этой неделе.

Предложенный план предусматривает две фазы. Целью на "ближайшее будущее" является обеспечение "безопасности на местах" - в Багдаде и других районах страны - не позже, чем к июню 2008 года. Делается расчет на разрешение политических противоречий на местном уровне, в том числе на примирение с бывшими повстанцами. Одновременно с этим на иракских лидеров будет оказываться давление с тем, чтобы они развивали свою программу по общенациональному примирению.

"Среднесрочная" цель - объединить успехи на местах и обеспечить безопасность на общенациональном уровне не позднее, чем к июню 2009 года.

"Коалиция в сотрудничестве с правительством Ирака будет использовать меры в области политики, безопасности, экономики и дипломатии, чтобы помочь иракскому народу к лету 2009 года обеспечить устойчивую безопасность", - говорится в выводах документа.

Военное командование в Ираке старается не обещать успехов и признает, что, если некоторые расчеты не оправдаются, план, возможно, придется пересмотреть.

"Цель усиления контингента - установить стабильность и обеспечить безопасность иракского населения, в частности в Багдаде, поскольку он является политическим центром страны. Благодаря этому иракцы должны получить время и свободу действий, необходимые для решения имеющихся сложных вопросов. Должны появиться предпосылки для урегулирования", - объяснил полковник Питер Мансур, помощник генерала Петреуса.

"Если в результате иракское правительство не достигнет с различными конфессиями и группами какого-либо соглашения о разделе власти и ресурсов, о примирении и прекращении насилия, то положения, положенные в основу стратегии усиления, окажутся несостоятельными. В таком случае нам придется пересмотреть данную стратегию", - добавил полковник Мансур.

В сентябре генерал Петреус и посол Крокер предоставят оценку перспектив в Ираке и расскажут, оправдывает ли себя упомянутая стратегия или же ее необходимо изменить.

Предыдущий план был разработан генералом Джорджем Кейси-младшим, предшественником генерала Петреуса, который затем был назначен начальником штаба сухопутных войск. Целью его плана было более активное привлечение иракцев к обеспечению безопасности и снижение численности американских войск в Ираке.

Этот подход продемонстрировал свою неэффективность. Иракские силы оказались неспособны справляться с возложенным на них более широким кругом обязанностей, и межконфессиональное насилие лишь усугубилось.

В отличие от предыдущего плана, в новом проекте указывается, что защита населения - лучший способ добиться изоляции повстанцев, способствовать политическому урегулированию и получать оперативные данные о различных опасностях. Основная идея плана заключается в том, что американские солдаты не могут решить проблемы страны за счет военной силы, однако США могут создать условия, в которых окажется возможным политическое урегулирование.

Для разработки данного плана генерал Петерус и посол Крокер сформировали Совместную группу стратегической оценки. Ее целью стало изучение конфликта и выработка ключевых элементов новой стратегии. В группу вошли офицеры, такие как полковник Макмастер, боевой командир, который провел успешную операцию по "зачистке, удержанию и восстановлению" Таль-Афара, и давший критическую оценку действиям Объединенного комитета начальников штабов в ходе Вьетнамской войны. Кроме него, в группу входят полковник Джон Мартин, преподаватель Армейского военного колледжа, учившийся в академии Вест-Пойнт вместе с генералом Петреусом, и Дэвид Килкаллен, австралийский эксперт по борьбе с партизанским движением, имеющий ученую степень в области антропологии.

Сотрудники Госдепартамента, в числе которых оказался Роберт Форд, специалист по арабской проблематике и посол США в Алжире, также приняли участие в разработке новой стратегии. Кроме того, к работе подключились офицер и неправительственные эксперты из Великобритании: например, Стивен Биддл, специалист по обороне из Совета по международным отношениям.

Группа пришла к выводу, что в Ираке идет "борьба группировок за власть", как выразился один из высокопоставленных офицеров, принимавших участие в работе. Кроме того, в новом иракском правительстве идет борьба между различными фракциями одновременно с попытками обеспечить базовые потребности населения и безопасность.

Насилие поддерживают экстремисты, а также страны типа Ирана. Комиссия пришла к выводу, что Иран поставляет оружие и снаряжение шиитским группировкам, а Сирия направляет в Ирак смертников.

Как и комиссия Бейкера-Гамильтона, опубликовавшая свой отчет в прошлом году, группа считает, что необходимо предпринимать меры политического, военного и экономического характера, в том числе пойти на переговоры с Ираном. Существуют различные мнения о том, насколько агрессивно следует бороться с чиновниками, не скрывающими своей принадлежности к какой-либо из конфессий. По словам ряда чиновников, данная тема отошла в окончательной версии документа на второй план.

Сам документ был составлен Совместной группой по пересмотру оперативного плана: ее название свидетельствует, что переработке был подвергнут план, унаследованный от генерала Кейси. Ряд положений пересмотренного плана уже начал выполняться. В частности, это решение о переводе военнослужащих с больших баз для более активного сотрудничество с иракскими силами безопасности.

Главная цель плана, по словам американских чиновников, - добиться политического урегулирования и при этом не подорвать позиций иракского премьер-министра Нури Камаля аль-Малики. Притом что план предусматривает обеспечение стабильности, некоторые чиновники считают, что в вопросе национального воссоединения к концу 2009 года будет достигнуто меньше, чем по плану, разработанному генералом Кейси.

В документе делается упор на поощрение политического урегулирования на местном уровне. Командование создало группу, которая будет отвечать за контакты с бывшими повстанцами и племенными лидерами. Она называется Отделом по стратегическому взаимодействию, а возглавляет ее британский генерал. В плане говорится, что цель этих шагов - обнаружить группы, потенциально "готовые к примирению", и добиться того, чтобы они отказались от насилия.

Тем не менее, такие группировки, как "Аль-Каида в Месопотамии", экстремистские группы арабов-суннитов, которыми, по сведениям американской разведки, командуют иностранцы, и ячейки, получающие поддержку со стороны Ирана, вероятно, останутся непримиримыми противниками.

"Предлагается не пытаться уничтожить всех противников разом, - объясняет один из представителей армии, знакомый с планом. - Будет сделана попытка привлечь их к переговорам о разделе полномочий, чтобы они решили прекратить борьбу. Они не будут считать, что конфликт закончен. Причины конфликта останутся, но они перестанут использовать насилие. Мы надеемся, что результате альянс сил, готовых бороться с "Аль-Каидой", установит связи и с центральным правительством".

Выражается надежда, что значительный прогресс на местах поможет достичь примирения и на общенациональном уровне, что, в свою очередь, улучшит местную ситуацию. В плане также звучит призыв стремиться к обеспечению правопорядка: создавать безопасные зоны в Багдаде и других городах, развивать уголовное правосудие и активнее расследовать дела задержанных.

Чтобы помочь измерить прогресс в борьбе с междоусобицами, генерал Уильям Рэпп, старший помощник генерала Петреуса, предпринял попытку разработать стандартный способ измерения уровня межконфессионального насилия. Один из предложенных им методов предусматривает учет не только атак, отмеченных в американских военных сводках, но и в иракских данных.

"Мы собираемся опробовать дюжину различных подходов, - рассказал один из высокопоставленных офицеров. - Возможно, один из них не сработает вовсе. Другой что-то покажет. Третий окажется гораздо эффективней. Полагаю, спустя какое время мы сможем добиться успеха. Но я не говорю, что мы абсолютно уверены в успехе".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru