Архив
Поиск
Press digest
10 июля 2020 г.
25 июня 2007 г.

Гэбриэл Кан | The Wall Street Journal

Планы "Газпрома" по строительству трубопровода могут породить тревогу

Контракт с итальянской компанией Eni, возможно, увеличит вес "Газпрома" в сфере поставок энергоносителей в Европу

Совместный проект итальянской компании Eni SpA и "ОАО "Газпром" по строительству газопровода до самого сердца Европы, возможно, поможет утолить жажду природного газа, которая все более терзает континент, но в то же самое время он может укрепить прямой контроль российской газовой компании над поставками энергоносителей в Европу.

В субботу представители российских и итальянских властей подписали меморандум о взаимопонимании с целью сотрудничества в строительстве газопровода протяженностью в 900 км (558 миль). Из России в Европу по газопроводу, проложенному по дну Черного моря, сможет поступать до 30 млрд кубометров (1,05 трлн кубических футов) газа в год. Строительные работы начнутся уже в будущем году, если проект (его хозяином станет совместное предприятие, в равных долях принадлежащее Eni и "Газпрому" и соответственно ими финансируемое) успешно преодолеет претензии административно-регулятивных органов. Газопровод планируется назвать "Южный поток". Его строительство, как намечено, продлится три года.

Евросоюз вынужден срочно искать новые источники поставок природного газа для удовлетворения растущего спроса в своих государствах, тогда как добыча газа в самом Евросоюзе падает. К 2015 году ЕС, как ожидается, поневоле будет импортировать 220 млрд кубометров в год, или примерно на 60% больше газа, чем сегодня. Найти этот газ на глобальном рынке, где все более усиливается конкуренция покупателей, и построить газопроводы, необходимые для его импорта, - это колоссальная проблема.

Но в то время как Европа остро нуждается в новых газопроводах, среди европейских политиков растет столь же острая встревоженность грядущей зависимостью континента от России в области поставок энергоносителей. Россия поставляет Евросоюзу более четверти от всего объема природного газа, причем в ближайшие годы эта цифра должна возрасти.

Прежде всего регулятивные органы ЕС заботит российский газовый монополист "Газпром". В последние два года почти все сделки о продаже "Газпромом" газа в Европу заключались с крупными энергетическими компаниями, которые, в свою очередь, перепродавали этот газ местным потребителям. Но с недавних пор российская компания старается расширить свое присутствие, добиваясь прямого доступа на прибыльный розничный рынок Европы.

Политики беспокоятся, что если "Газпром" будет контролировать и поставки газа, и распределительную инфраструктуру, он получит чрезмерную власть над рынком. Это усугубляется опасениями, что Россия потенциально может воспользоваться своей ролью поставщика газа как политическим рычагом в отношениях с Европой.

Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Нели Крус недавно заявила, что в ходе планируемой децентрализации европейской энергетической индустрии "Газпрому" придется продать его распределительные активы - газотранспортные сети - в Европе.

"Газпрому" такая перспектива вовсе не улыбается. Выступая в субботу на церемонии подписания меморандума, заместитель председателя "Газпрома" Александр Медведев сказал, что, по его мнению, подобное требование "противоречит свободе рынка".

"Если ЕС взял на вооружение коммунистические принципы, почему нас об этом не предупредили?" - вопросил он.

Итальянские власти, не считаясь с обеспокоенностью Европы политикой "Газпрома", проводят деятельный курс на усиление России как своего стратегического партнера в энергетическом и других секторах - например, в авиации. Не далее как на прошлой неделе министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема встречался в Риме с первым вице-премьером РФ Дмитрием Медведевым (по совместительству председателем совета директоров "Газпрома"), чтобы обсудить сотрудничество в ряде сфер. К примеру, одна из итальянских авиакомпаний недавно выразила намерения приобрести российские коммерческие самолеты, а фирма Finmeccanica SpA, выполняющая заказы министерства обороны Италии, разрабатывает совместно с одной из российских компаний самолет-истребитель.

Итальянские политики говорят, что укрепление связей с "Газпромом" фундаментально важно для энергетической безопасности в Европе. "Мы рассматриваем (газопровод) как контракт между Россией и Европой", - заявил на церемонии подписания Пьерлуиджи Берсани, министр промышленности Италии.

Eni заявила о себе как главный партнер "Газпрома" в Европе. В конечном итоге эта стратегия может обеспечить Eni преимущества над другими крупными энергетическими компаниями, которые сталкиваются с трудностями при освоении колоссальных российских запасов нефти и газа. На прошлой неделе BP PLC продала свою долю в громадном сибирском газовом месторождении "Газпрому" после того, как российские власти оказали на нее давление через регулятивные органы. Полгода тому назад Royal Dutch Shell PLC продала контрольный пакет проекта "Сахалин-2" на российском Дальнем Востоке "Газпрому" после того, как российские регулятивные органы пригрозили вообще закрыть предприятие по обвинению в нарушении норм природопользования.

Eni уже является крупнейшим покупателем "Газпрома", что позволяет итальянской компании сохранять свою позицию самой большой по объему продаж газовой компании в ЕС, контролирующей 18% всего рынка.

Генеральный директор Eni Паоло Скарони, пришедший на свой пост два года назад, все это время усердно обхаживает Россию, видя в отношениях с ней как гарантию энергетической безопасности Италии на будущее, так и выгодные перспективы для самой Eni. По-видимому, теперь его усилия принесли свои плоды. В ноябре прошлого года Скарони подписал широкомасштабное соглашение о продлении до 2035 года действия крупных контрактов между "Газпромом" и Eni на поставки газа. Взамен Eni предоставила "Газпрому" долю в розничном рынке в Италии. Стороны также обязались сотрудничать и в будущем в области геологоразведки и добычи газа в России и за ее пределами.

Также Eni теперь сможет удержать за собой ряд активов в России, которые, как считалось ранее, ей пришлось бы уступить "Газпрому". В апреле Eni приобрела на аукционе группу активов, ранее принадлежавших российской нефтяной компании ОАО ЮКОС. На тот момент договоренность заключалась в том, что "Газпром" имеет право позднее выкупить большую часть этих активов. Однако в субботу Александр Медведев из "Газпрома" дал понять, что его компания, возможно, решит не пользоваться своим правом на приобретение одного из этих активов - 20-процентной доли Eni в нефтедобывающей компании "Газпромнефть".

Ни Eni, ни "Газпром" не желают обсуждать конкретные подробности стоимости строительства газопровода "Южный поток", хотя капиталовложения наверняка составят миллиарды евро. Газопровод стартует с Черноморского побережья России в той же точке, откуда начинается другой совместный газопровод Eni и "Газпрома".

"Южный поток" пересечет Черное море и достигнет Болгарии. Оттуда он может направиться по двум направлениям - на юг в Италию и в Венгрию.

- Новость: Россия и Италия поддерживают проект газопровода для перекачки российского природного газа в Европу.

- Контекст: Европа опасается, что Кремль сможет воспользоваться ее растущей зависимостью от российского газа как политическим рычагом.

- Что выигрывает Италия: возможно, итальянские фирмы получат более широкий доступ к российским запасам энергоносителей в период, когда другие западные компании сталкиваются с политическим давлением.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru