Архив
Поиск
Press digest
24 мая 2019 г.
26 апреля 2004 г.

Маурицио Молинари | La Stampa

Нефтепроводам и танкерам угрожают иракские "подводные террористы"

Существует угроза того, что цена на сырую нефть превысит 40 долларов за баррель. Коалиция возлагает надежды на новый корвет, созданный специально для борьбы с "морским терроризмом".

"Самую большую тревогу у меня вызывают эти высокоскоростные катера, наполненные взрывчаткой". Это высказывание британского контр-адмирала Дэвида Знельсона накануне войны в Ираке свидетельствует о том, что союзное командование усвоило урок, преподанный в начале января 2003 года в ходе генеральной репетиции войны, военных учений, когда весь флот коалиции был за несколько часов нейтрализован сотнями небольших катеров-камикадзе, быстроходных и невидимых для радаров.

Скоординированный теракт против терминала Хор-аль-Амая в Басре, осуществленный с помощью трех начиненных взрывчаткой катеров, позволяет сделать вывод о том, что иракское повстанческое движение решило применить против нефтяных структур тактику, благодаря которой "Аль-Каида" в октябре 2000 года сумела нанести удар по американского фрегату Cole в порту Адена (17 погибших) и в 2002 году - против французского нефтяного танкера Limburg у йеменского побережья. Атака подобного рода планировалась в сентябре 2002 года группой марокканских и алжирских салафитов против группы кораблей НАТО, проходивших Гибралтарский пролив, но тогда террористов успели остановить заранее.

Нефтяные терминалы, скважины и причалы более уязвимы, чем военные корабли, потому что речь идет о неподвижных объектах. Кроме того, у побережья катера и парусные лодки могут легко затеряться среди других участников местного морского движения. В Басре момент нанесения удара выбирался очень тщательно: одновременное на терминал должны были прибыть два танкера для загрузки двух миллионов баррелей нефти в каждый.

"Если бы террористам удалось совершить хотя бы на одном танкере взрыв, сравнимый по мощности с теми, что поразили американский военный корабль и французский Limburg, - поясняет Джеймс Фей, эксперт во воспламеняющимся жидкостям и доцент Mit в Бостоне, - то образовавшийся огненный шар мог бы уничтожить все в радиусе 800 метров".

Кроме того, принимая во внимание, что речь идет об иракском морском нефтяном терминале, результат был бы просто катастрофическим: был бы прекращен экспорт нефти, около 1,6 млн баррелей в день, обеспечивающий основной приток средств, которые покрывают расходы на реконструкцию. Говоря об экономическом ущербе, к которому бы привела подобная террористическая акция, необходимо учитывать то, что северный иракский трубопровод с терминалом в Турции на протяжении нескольких недель функционирует нестабильно по причине непрекращающихся актов саботажа.

Наличие в районе Басры, где Тигр и Евфрат сливаются, образуя Шатт-эль-Араб, впадающий в Персидский залив, сотен нефтяных скважин заставляет коалиционное командование опасаться угрозы терактов, способных, с одной стороны, парализовать процесс восстановления экономики страны, с другой - стать причиной огромного ущерба окружающей среде.

"Прецедент с нефтяными скважинами на территории Кувейта, подожженными войсками Саддама Хусейна в 1991 году, - говорит Юсеф Ибрахими, директор Strategic Energy Investment в Дубаи, - позволяет представить, к каким последствиям для окружающей среды может привести крупномасштабный теракт на нефтяных объектах".

В подтверждение реальности подобных угроз ОПЕК вчера поспешила выступить с заявлением о том, что она обеспечит поступление на рынок необходимого количества нефти, если прекратятся иракские нефтяные поставки. Министр нефти Объединенных Арабских Эмиратов Обейд бен Саиф аль-Насери вместе с тем отметил: "У ОПЕК есть свои пределы. Если будут нанесены удары по нефтяным объектам нескольких стран, и у нас могут возникнуть проблемы".

Иными словами: если помимо иракских нефтяных скважин под огнем катеров-камикадзе окажутся нефтяные объекты ОАЭ или Саудовской Аравии, будет очень сложно избежать серьезного кризиса. Вероятность такого множественного удара по нефтяным объектам кажется вполне правдоподобной, ведь коалиционное командование и временный управляющий совет Ирака подозревают, что за всем этим стоит "Аль-Каида".

Нефтяные рынки немедленно отреагировали на возможную угрозу. "Инцидент в Басре указывает на то, что цены могут повышаться после того или иного сообщения. В конечном счете цена за баррель может превысить 40 долларов", - предупреждает Майк Армбрустер, аналитик и брокер Altavest Worldwide Trading, Калифорния.

Совокупность стратегических, экономических и природных угроз послужила причиной того, что в Пентагоне решили бороться с угрозой катеров-камикадзе радикальными методами. В ближайшее время в качестве контрмер будет развернуто масштабное присутствие снайперов и сторожевых катеров, а также будет продолжаться осуществление постоянных повторяющихся проверок; в ходе одной из них погибли три американских моряка.

На среднюю и дальнюю перспективу министр обороны Дональд Рамсфельд намеревается усилить арсенал средств новым типом корвета, спроектированного специально для защиты побережья от малых плавсредств "морского терроризма".

Littoral Combat Ship, над которым в настоящее время работает Lockheed Martin (его планируется включить в оборонный бюджет 2005 года), будет иметь небольшие размеры, обладать высокой скоростью, маневренностью, будет оснащен оружием и специальными приборами. Этим кораблем можно будет управлять на расстоянии, он сможет действовать в любых погодных условиях. Через несколько лет он превратится в своего рода электронного охранника нефтяных путей в Персидском заливе.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru