Архив
Поиск
Press digest
6 декабря 2019 г.
28 марта 2006 г.

Квентин Пил | Financial Times

Украина и Белоруссия демонстрируют ограниченность влияния ЕС

Сначала Белоруссия, затем Украина. Выборы в двух бывших советских республиках, являющихся ближайшими восточными соседями Евросоюза, принесли досадные результаты тем, кто верит в мирные демократические революции.

В Белоруссии либеральная оппозиция не сумела внедриться в безжалостную машину власти Александра Лукашенко, авторитарного и вспыльчивого правителя. Его массивная система безопасности - в которую вовлечен почти каждый 10-й житель страны - обеспечила такой ход избирательного процесса, который принес ему победу. Даже без этого, считают большинство наблюдателей, диктатор-изгой победил бы.

В воскресенье Украина продемонстрировала значительно более демократичную альтернативу в ходе парламентских выборов. Их итогом стало предсказуемое поражение партии "Наша Украина", поддерживающей президента Виктора Ющенко и его платформу либеральных реформ и укрепления отношений с ЕС. Его партия заняла жалкое третье место, заплатив эту цену за то, что реформы не принесли значимого прогресса, а страна не стала ощутимо ближе к Европе.

В результате и Белоруссия, и Украина продемонстрировали, что влияние Европейского союза на "ближнее зарубежье" весьма ограниченно. Его легко переоценить, и не в последнюю очередь это делают подозрительные русские, опасающиеся влияния Европы у себя под боком.

Возьмем украинские выборы. С одной стороны, результат достаточно хорош для демократии этой страны. Первое место досталось Виктору Януковичу, кандидату, которого в прошлый раз поддерживало российское правительство, а второе - Юлии Тимошенко, уволенной в прошлом году. Не было никаких попыток подтасовать результаты в пользу "Нашей Украины".

С другой стороны, спад популярности Ющенко поднимает вопрос о том, не следовало ли ЕС предпринять больше усилий по его поддержке. Придя к власти в 2005 году, он не смог продемонстрировать ощутимых приобретений от своей проевропейской позиции.

Ответ в том, что ЕС, вероятно, следовало сделать больше, но политика 25 странов-членов делает это практически невозможным.

Для обычных украинцев самой значимой частью отношений с ЕС было изменение визовой политики: возможность свободно путешествовать была глотком свежего воздуха после советского прошлого. Кроме того, это возможность для туристов и, прежде всего, студентов, увидеть остальную Европу, в том числе познакомиться с ее общественными институтами, рыночной экономикой, системой правосудия.

Прогресс в переговорах по поводу ослабления визового режима продвигается крайне медленно. Существует опасность, что визы вместо того, чтобы стать более дешевыми и доступными, станут более дорогими: министры ЕС обсуждают повышение цен с 35 до 60 евро.

Однако с западноевропейской точки зрения облегчение визового режима выглядит совершенно иначе. Украину рассматривают как печально известного поставщика мигрантов, пересекающих границу с целью проникнуть в страны ЕС. Когда Германия в конце 1990-х ослабила визовый режим, правительство обвиняли в том, что оно спровоцировало всплеск проституции, хотя, вероятно, многие прибыли не по официальным визам, а по поддельным документам.

Украине предоставят визовые льготы только в случае ее согласия принять обратно нелегальных иммигрантов, прибывающих с ее территории. Обсуждение этого вопроса займет еще несколько месяцев.

Тем временем, Россия достигла гораздо более благоприятных условий.

В случае Белоруссии проблема еще сложнее в связи с замороженными отношениями этой страны с Брюсселем. Шансов на ослабление визового режима для пребывающих во мраке белорусов мало. Украина, по крайней мере, движется - хоть и медленно, но в верном направлении.

Несчастная Белоруссия в обозримом будущем связана по рукам и ногам президентом Лукашенко.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru