Архив
Поиск
Press digest
1 апреля 2020 г.
29 сентября 2004 г.

Ральф Фраммолино | Los Angeles Times

Качество "лунных кексов" и их изысканная упаковка свидетельствуют об экономическом росте

Вчера жители Китая начали отмечать традиционный праздник Чжунцюцзе - праздник Полнолуния, или Середины осени, когда все члены семьи собираются вместе за праздничным столом и угощаются главным праздничным блюдом - сладкими песочными кексами "юэбин" ("лунные кексы"), а ночью любуются светом полной луны. За несколько дней до праздника повсеместно начинается активная продажа "лунных кексов".

В этом году скромным "юэбин" - круглым кексам из песочного теста со сладкой начинкой из семян лотоса или красных бобов, которые жарятся на свином жире, - бросил вызов огромный 5-фунтовый кекс с цукатами и орехами, который раздавался жителям Пекина наподобие традиционных рождественских подарков.

Но под влиянием меркантилизма западного стиля "лунные кексы" стали отличаться большим разнообразием. При помощи рекламы, изысканной упаковки и ошеломляющего множества новых ароматов традиционный праздничный десерт превращается в символ престижа в современном обществе.

И теперь китайцы, для которых дарение и получение подарков является серьезным актом соблюдения общественного этикета, оказываются в плену погони за "лунными кексами". Они ходят по кондитерским магазинам в поисках лучших кулинарных изделий, чтобы подарить их друзьям, членам семьи и коллегам по работе во время традиционного ужина, устраиваемого в праздник Полнолуния.

"Естественно, мы думаем о предстоящем празднике и готовимся к нему заранее", - говорит 48-летний Лю Юшунь, диспетчер пекинской строительной компании. Он только что вышел из ближайшего кондитерского магазина с пятью пакетами кексов в руках.

"Продавцы изо всех сил стараются продать свои изделия, особенно в дни сезонных праздников. И покупатели должны не отставать от того, что становится всеобщим правилом, - продолжает он. - Если другие дарят "лунные кексы" своим начальникам и коллегам по работе, вы должны сделать то же самое. Никто не хочет остаться позади".

Пекарни, рестораны и первоклассные гостиницы предлагают самый широкий ассортимент этих кулинарных изделий, наполняя их все более экзотической начинкой - акульими плавниками, мидиями, толченой яичной скорлупой, говядиной, пропитанной ликером, морскими ушками и даже толчеными ласточкиными гнездами.

Бывают "лунные кексы" без сахара, с начинкой из цельных зерен и голубиного мяса. Любители драгоценных металлов могут купить декоративные кексы из золота весом 9,5 граммов по цене 225 долларов за штуку.

И это только небольшая часть предлагаемого товара. "Лунные кексы" теперь пакуют в изысканные коробки, вырезанные из нефрита или изготовленные из отполированного вручную дерева. Они стоят по соседству с дорогими винами и прекрасными фарфоровыми чайными сервизами. Можно даже встретить упаковки "лунных кексов", в которые вложены компакт-диски и фотоаппараты. Такие наборы стоят целых 1210 долларов.

И в центре всей этой суеты находится непритязательный кекс, которые, по большинству кулинарных и пищевых стандартов, вовсе не является деликатесом.

По форме "лунный кекс" напоминает хоккейную шайбу. Это просто кусок песочного теста, покрытый сахарной глазурью, иногда желе ююбы или просто обмазанный желтком утиного яйца. И поскольку большинство людей могут съесть совсем немного такого теста, недоеденные кексы, как правило, просто выбрасывают.

"Китайские "лунные кексы" являются блюдом, родственным европейскому пирогу со сладкой начинкой, - рассказывает Джеймс Циммерман, представитель торговой корпорации из Сан-Диего, который живет в Пекине уже шесть лет. - Как блюдо, они слишком тяжелые, слишком сладкие и слишком жирные. И если вы получите в качестве подарка слишком много таких кексов, то я советую вам как можно быстрее с кем-нибудь ими поделиться".

И все же "лунные кексы" пережили и императоров, и диктаторские режимы и выдержали конкуренцию с таким изобретением, как охлажденный десерт. Они по-прежнему остаются традиционным сладким блюдом, которое едят все члены семьи, собравшись вместе, чтобы отпраздновать ежегодный праздник урожая, отмечаемый в середине осени в день полнолуния.

Круглая форма кекса символизирует полную луну и единство семьи. Присутствие этого десерта на столе имеет и большое историческое значение. Легенда повествует, что китаец по имени Ханьшуй прятал в "лунные кексы" секретную информацию для координации действий по ниспровержению династии Юань в XIV веке.

Однако единственное, что в эти дни вызывает сильные эмоции при виде традиционных кулинарных изделий, - это их великолепная упаковка.

Недавно в контролируемой правительством китайской газете на английском языке появилась статья с критикой появления дорогостоящих подарочных коробок с "лунными кексами". Газета писала, что выпуск такой продукции - "недальновидная идея", которая позволяет богатым щеголять своим богатством, а недобросовестным государственным чиновникам получать в завуалированном виде взятки. Газета также обвинила производителей "лунных кексов" в обмане с целью эксплуатации культурных потребностей народа, который якобы подстрекают покупать и дарить дорогие подарки.

И даже те, кто получает огромную прибыль от бума на "лунные кексы", выражают сожаление по поводу того, что произошло с этим символом национальной культуры, стоимость которого в этом году возросла примерно на 5%.

Би Гуоцай, генеральный директор сети пекинских пекарен, говорит: "Лично я против такого способа продавать "лунные кексы". Прежде всего, они являются символом примирения людей. А теперь они перестали быть простым кондитерским изделием, а превратились в роскошный дорогостоящий предмет, приобретение которого требует больших затрат. "Лунные кексы" утратили свои функции и свою символику".

Гао Бинчжун, профессор Пекинского университета и генеральный секретарь Общества китайского фольклора, говорит, что более высокие цены и изысканная упаковка кексов отражает рост экономики Китая. Он отмечает, что бум на "лунные кексы" сначала поразил южное побережье страны, а затем переместился на север к Пекину около шести лет назад - когда доходы населения стали неуклонно расти.

С ростом заработной платы люди хотят тратить больше денег на подарки, которые отражают их культурные корни.

"Сейчас мы наблюдаем настоящий ренессанс китайской народной культуры, - говорит Гао. - Можно даже сказать, что в некотором смысле это является новым толчком к развитию древней традиции".

"Традиционный "лунный кекс" имеет особенности, которые мы называем "тремя изобилиями", - поясняет Би Гуоцай, вспоминая известное изречение о "трех подъемах и трех спадах" реформатора Дэн Сяопина. - Формула "лунного кекса": много сахара, много жира и много энергии".

"Сейчас мы должны заменить эти "три изобилия" на "три спада", - добавляет он. - Но при гарантии того, что вкус останется неизменным".

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru