Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 декабря 2003 г.

Пьер Азан | Libération

"Историческое примирение между нашими народами"

Бывший израильский министр юстиции Йоси Бейлин был одним из архитекторов соглашений, подписанных в Осло в 1993 году. Он возглавлял группу израильских переговорщиков, ставших соавторами Женевской мирной инициативы. С палестинской стороны аналогичную группу возглавлял бывший министр культуры и информации Палестинской национальной администрации Ясир Абд Раббо.

- Йоси Бейлин и Ясир Абд Раббо, вы были главными участниками переговоров. Кого вы представляете?

Йоси Белин: Я представляю только самого себя. Но израильтяне, поставившие под документом свои подписи, представляют далеко не маргинальную часть израильского общества. Среди них есть депутат от "Ликуда", депутаты от "Шинуй", от Партии труда и от "Мерец". Есть также видные генералы, в частности бывший начальник генштаба, писатели Амос Оз и Давид Гроссман. Мы - не группа профессоров-идеалистов, витающих в облаках. Мы считаем Женевское соглашение актом патриотизма.

Произошло нечто экстраординарное: впервые израильтяне и палестинцы достигли соглашения в том, вокруг чего до сих пор между ними были непреодолимые разногласия. Если это соглашение будет реализовано, оно ознаменует собой историческое примирение между двумя нашими народами. Эта мирная инициатива представляет собой настоящий вызов правительству Ариэля Шарона, который следует логике войны и прикрывает "Дорожной картой" свои истинные намерения.

Ясир Абд Раббо: Я не представляю Палестинскую администрацию, но пользуюсь ее поддержкой, о чем было заявлено официально. Мы, палестинцы, ожидаем, что израильское правительство решится поддержать этот документ, который воплощает собой надежду на преодоление конфликта.

Но мы - просто по соображениям "симметрии" - можем подписать соглашение от имени Палестинской администрации, только имея партнера в лице правительства. Не нам, палестинцам, решать, какое израильское правительство должно или сможет в будущем подписать этот документ. Если его захочет парафировать правительство Шарона, мы будем иметь дело с ним.

- Согласно этому соглашению, израильтяне отказываются от суверенитета над главным святым местом еврейского мира - Храмовой горой, которая, однако, является священным местом и для мусульман. Приемлемо ли это для вашего народа, Йоси Бейлин?

Йоси Бейлин: Теоретически израильтяне обладают суверенитетом над Храмовой горой, но на практике они его не осуществляют. Евреи туда больше почти не ходят, а Управление вакфов (мусульманская административная инстанция. - Liberation) ведет там археологические раскопки без санкции израильского правительства.

Чтобы найти выход из этой ситуации, мы предлагаем сделать Иерусалим открытым городом. Раскопки без израильской санкции будут запрещены. Стена плача и еврейский квартал Строго города будут находиться под израильским суверенитетом. Часть города от Яффских до Сионских ворот будет формально находиться под палестинским суверенитетом, но на практике за нее будет отвечать израильская администрация.

Соглашение предполагает также дислокацию международного контингента. В частности, эти силы будут размещены в Старом городе Иерусалима, чтобы гарантировать выполнение соглашения.

- Правда ли, что предоставление палестинцам суверенитета над Стеной плача входило в сделку, в результате которой палестинцы отказались от реализации права беженцев на возвращение?

Йоси Бейлин: Да, это было частью сделки. В соглашении нет ни строчки по поводу права на возвращение.

- Вы действительно отказались от права палестинцев на возвращение, Ясир Абд Раббо?

Ясир Абд Раббо: Напоминаю, что в Женевском соглашении упоминается резолюция 194 Генеральной Ассамблеи ООН (предусматривающая возможность возвращения к своим очагам для "беженцев, которые пожелают этого". - Liberation). Я хочу сказать лишь, что Женевское соглашение является сбалансированным текстом.

Мы хотели уйти от ситуации, при которой все стороны проигрывают, и найти решение, при котором каждый оставался бы в выигрыше. Все чаяния палестинцев, как и израильтян, удовлетворить невозможно, но основные потребности каждой стороны здесь учтены.

Одни беженцы смогут воспользоваться своим правом на возвращение в Палестинское государство, другие - в Израиль, в соответствии с решениями этого суверенного государства. Третьи получат денежную компенсацию за утраченное имущество или моральный ущерб, нанесенный тем, что полвека назад они были вынуждены покинуть свои дома.

Йоси Бейлин: Еврейское государство согласится с тем, что некоторое число палестинцев поселится в Израиле. Сколько их будет? Это должны определить наши власти.

- Почему не были названы размеры компенсаций, выплачиваемых палестинским беженцам?

Ясир Абд Раббо: Эта работа будет возложена на международную комиссию.

Йоси Бейлин: На переговорах с президентом Клинтоном называлась цифра в 20-30 млрд долларов. В этом плане потребуются усилия международного сообщества, а также государства Израиль.

- Палестинцы признают еврейский характер государства Израиль? Есть ли в этом что-то новое?

Йоси Бейлин: Да, это прорыв.

Ясир Абд Раббо: Мы, палестинцы, признаем за евреями, которые этого желают, право на национальный очаг. Этот принцип фигурировал в ооновском плане раздела 1947 года, предусматривавшем создание двух государств - палестинского и еврейского (этот план был отвергнут арабскими государствами. - Liberation).

Я хотел бы также подчеркнуть, что 20% граждан Израиля являются палестинскими арабами, которые сегодня не уравнены в правах с остальным населением. Это неравенство должно быть устранено.

- Это соглашение отводит значительную роль международным силам. В чем вы ее видите?

Йоси Бейлин: Надо, чтобы это был мощный, крепкий контингент численностью около десяти тысяч человек. Ключевую роль в формировании этого контингента будет играть Канада, у которой имеется большой опыт поддержания мира между конфликтующими сторонами. Мандат этих сил будет определен в специальном приложении к Женевскому соглашению.

Этот контингент будет развернут только на территории палестинского государства, которое, напомним, будет демилитаризованным. Он станет важным гарантом выполнения Женевского соглашения, в частности, в Старом городе Иерусалима.

Ясир Абд Раббо: Это будут солдаты мира. Защитная сила, призванная следить за выполнением принятых обязательств.

- Что нужно сделать, чтобы этот мирный план не остался на бумаге?

Ясир Абд Раббо: Чтобы это соглашение воплотилось в жизнь, понадобится воля палестинского и израильского народа, а также мирового сообщества. Мы опубликуем его в тысячах, может быть, даже в миллионах экземпляров, чтобы его текст имелся в каждом палестинском и израильском доме.

Мы хотим, чтобы каждый, независимо от своей идеологической и политической ориентации, включая тех, кто относится к нам враждебно, смог вынести по нему свое суждение. Мы хотим быть открытыми и сказать нашим народам: "Вот шанс достичь мира. Мы можем и должны им воспользоваться".

Йоси Бейлин: Мы хотим, чтобы этот документ прочел каждый. В нем нет ни секретного раздела, ни конфиденциальных приложений. Этот договор дает шанс, ибо мирный процесс находится в мертвой точке. Сегодня никто уже всерьез не верит в "Дорожную карту". Но если у нее еще остается хоть какой-то шанс, он заключается именно в этом соглашении. В сущности, выбор прост: или Женевское соглашение будет воплощено в жизнь, или кровопролитие будет продолжаться еще долго.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru