Архив
Поиск
Press digest
10 мая 2021 г.
1 июля 2004 г.

Дэниэл Твайнинг | The Christian Science Monitor

Берегитесь карманной российской империи

В прошедшие выходные министр обороны Дональд Рамсфельд посетил Молдавию, страну, где никак не кончится холодная война. Его поездка высветила угрозу западным ценностям и интересам в лице желания России сохранить контроль над стратегически важными европейскими анклавами, которыми она правила как частью советской империи.

Это напоминает о том, что, несмотря на успех стамбульского саммита НАТО, Запад не завершил грандиозный геополитический проект по созданию Европы, состоящей из устойчивых демократических государств и простирающейся до границ России.

Тоска России по имперскому прошлому становится очевидной в карманных империях, которые она сохраняет в соседних государствах. Эти имперские настроения душат демократическое развитие на границах Европы и отвергают ценности, необходимые для устойчивого партнерства между Западом и Москвой.

Молдавия, где в сепаратистском Приднестровье сохранился кусочек СССР, является как раз таким случаем. Когда СССР распался 13 лет назад, Молдавия стала независимым государством. Однако 14-я армия осталась в регионе, вдоль границы с Украиной, чтобы поддержать отделение Приднестровья от Молдавии. Бывший аппаратчик Игорь Смирнов превратил свое феодальное владение в клиента Москвы. Сегодня российские войска охраняют границу Приднестровья, российские офицеры командуют его армией, под охраной российских военнослужащих находятся огромные склады советского оружия, Россия бесплатно поставляет туда энергию. Президент Смирнов подотчетен московским лидерам, многие из которых, предположительно, извлекают выгоду из деятельности преступной сети в регионе.

По сведениям западных представителей, находящихся в регионе, Приднестровье - ведущий экспортер похищенных женщин в Европу, место транзита наркотиков и ключевое звено в цепи контрабанды оружия, через которую бывшие советские вооружения попадают на международный рынок. Если "Аль-Каида" его еще не купила, то это всего лишь вопрос времени.

Почему Россия поддерживает этот незаконный режим? Прошлой осенью, на переговорах, которые едва не закончились приданием криминальному режиму федерального статуса внутри Молдавии, Москва потребовала от Молдавии соблюдения договора, легализующего присутствие российских войск на ее территории до 2020 года. Благодаря западному давлению и сопротивлению молдаван, которые вышли на улицы в знак протеста, сделка провалилась. Тем не менее политические реформы в Молдавии заморожены из-за приднестровского кризиса, который привлекает внимание Запада к урегулированию конфликта, отвлекая его от демократических преобразований.

Приднестровская стратегия России отражает ее подход к другим "замороженным конфликтам", поддерживаемым российскими военными и политическими силами в двух сепаратистских провинциях Грузии и Нагорном Карабахе, спорном анклаве между Арменией и Азербайджаном.

Москва стремится приучить всех к тому, что российские войска охраняют европейские границы и являются форпостами имперского контроля в независимых государствах без согласия последних.

В отсутствие договоров, которые узаконивали бы российское военное присутствие на территориях соседних государств, Россия поддерживает конфликты в "замороженном" состоянии, обеспечивая контроль над ситуацией сепаратистским лидерам, подотчетным Москве.

В прошедшие выходные Рамсфельд недвусмысленно заявил, что российское военное присутствие является нарушением новой редакции Договора об обычных вооруженных силах в Европе и данных Россией гарантий по выводу войск с территорий соседних государств.

Кампания Запада по урегулированию замороженных конфликтов и демократизации граничащих с Европой стран может стать новой основой трансатлантического сотрудничества. НАТО необходимо развивать программы "Партнерство ради мира" в этом регионе, чтобы внести замороженные конфликты в повестку дня Совета НАТО-Россия. Европейский союз должен придать смысл "Политике в отношении новых соседей", урегулировав эти конфликты и предложив этим государствам помощь в демократических преобразованиях.

США и Европа должны сделать условием расширения доступа России на западные рынки готовность Москвы вести переговоры о демократическом урегулировании замороженных конфликтов в Европе. Трансатлантические демократии должны также сделать непременным условием привилегированных отношений России с такими западными институциями, как НАТО, ЕС и "Большая семерка", готовность Москвы вести себя ответственно в ближнем зарубежье, в том числе - вывести российские войска из зон конфликтов.

В рамках поисков политического решения в этих странах Запад должен настаивать на проведении общенациональных демократических выборов и потому, что это правильно, и для того, чтобы убедить Россию в том, что население сепаратистских регионов, которое она "защищает", имеет право голоса при определении будущего своих объединенных государств.

Россия должна понять, что правила холодной войны неприменимы в эпоху, когда она стремится к партнерству с Западом, а государства на границах бывшего СССР хотят войти в империю, центр которой находится в Брюсселе, а не в Москве.

Несмотря на недовольство России расширением НАТО, развитие демократии, реформ и безопасности в Центральной и Восточной Европе в последнее десятилетие укрепило, а не ослабило безопасность России. Урегулирование замороженных конфликтов в Европе и построение стабильных демократий в серой зоне у российских границ будет иметь такой же эффект. Уступки желанию России создать новую сферу влияния на землях бывшей империи не добавят России надежности. Они не сделают все более авторитарную Россию способной воспринимать западные ценности. Они сделают Запад соучастником в их ниспровержении.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru