Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 марта 2005 г.

Роланд Хайне | Berliner Zeitung

Атомный бизнес процветает

Последнее выступление Джон Маккейна, наверное, повеселило президента России Владимира Путина

"Владимир, на следующей конференции "Большой восьмерки" тебе не рады", - так заявил по телевидению влиятельный американский сенатор от республиканской партии. Он таким образом отреагировал на заключение ядерного соглашения между Москвой и Тегераном в прошедшие выходные, по которому Россия будет поставлять стержни для ядерных реакторов иранской АЭС в Бушере.

Сейчас Путин действительно может не обращать особого внимания на шумиху, поднятую Маккейном. Правительство США долгое время пыталось не допустить эту торговую сделку между Россией и Ираном и назвало соглашение пособничеством ядерному вооружению, однако Москва оставалась непреклонной, и на прошлой неделе Путин и Буш, очевидно, договорились о временном компромиссе: Москва подчеркивает, что использованные стержни не останутся в руках Ирана (и тем самым ядерный материал не может быть пущен на военные цели), а Вашингтон соглашается со сделкой.

В отличие от Маккейна американское правительство действительно ведет себя необычайно тихо. Но остается подозрение, что для США в их многолетнем споре с Россией по Ирану важным было в первую очередь не нераспространение ядерного оружия.

Кто поверит, что Россия заинтересована в возникновении ядерного государства как раз у неспокойных южных границ СНГ? Не говоря уж о такой простой истине: чем больше число государств, которые располагают ядерным оружием, тем больше ограничивается власть старых ядерных держав. То есть можно быть вполне уверенными в том, что Москва так или иначе бы позаботилось о том, чтобы российские поставки ядерного топлива не могли использоваться для создания атомных бомб.

Американо-российский спор по поводу бушерского договора вписывается в стратегическое и экономическое соперничество двух стран. В Москве со все большим беспокойством смотрят, как США политически, а также в военном смысле утверждаются в бывших советских республиках. В почти всех южных государствах СНГ присутствуют американские военные советники, в некоторых уже есть американские военные базы. В этой ситуации хорошие отношения с такой державой регионального масштаба, как Иран, который к тому же является противовесом Соединенным Штатам, имеют особое значение. По информации, на этот год среди прочих запланирован визит Путина в Тегеран.

К этому следует добавить, что развитая российская атомная промышленность уже много лет пребывает в застое. После катастрофы в Чернобыле и распада СССР большинство бывших рынков были утрачены и захвачены Западом, из Восточной Европы Россию вытеснили полностью. Бизнес с Ираном обещает теперь выход из этого положения, АЭС в Бушере, очевидно, будет лишь началом. Речь идет о еще семи-восьми других АЭС, глава российского ведомства по атомной энергии говорит о контрактах на сумму 10 млрд долларов.

Это не только довольно хорошая сделка, Москва ожидает также от такого масштабного сотрудничества получить достаточное влияние, чтобы в долгосрочной перспективе осуществлять определенный контроль над пока только зарождающимся иранским атомным сектором.

ЕС, похоже, смотрит на это аналогичным образом. Российско-иранские договоренности совместимы с теми целями, которые в Иране преследует ЕС, заявила пресс-секретарь комиссара ЕС по внешним сношениям Бенита Ферреро-Вальднер в понедельник в Брюсселе. ЕС никогда не ставил под вопрос право Ирана на мирное использование ядерной энергии, нужно лишь обеспечить, чтобы страна не создавала ядерного оружия, добавила пресс-секретарь. О чем пресс-секретарь не сказала, так это о том, что ряд европейских компаний тоже хотят заключить ядерные сделки с Ираном. Фирма Siemens еще очень хорошо там ориентируется, ведь в 70-х годах она участвовала в начале строительства в Бушере.

В связи с последним развитием событий в американском правительстве, похоже, растет готовность пересмотреть свою политику по поводу Ирана. Было заявлено, что Буш говорил с важнейшими членами кабинета и своими советниками об экономических стимулах, которые можно обещать Ирану в случае его отказа от ядерных планов.

Быть может, бушерская сделка положила начало совершенно новой форме российско-американской конкуренции в Иране?

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru