Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 марта 2011 г.

Чарльз Кенни | Foreign Policy

Сигнал поднять "железный занавес"

Теперь, через 20 лет после распада СССР, наследие Михаила Горбачева кажется несколько сомнительным, утверждает в своей статье в The Foreign Policy Чарльз Кенни, автор нескольких книг, старший научный сотрудник Center for Global Development. "На большей части Восточной Европы - богатые стабильные демократические государства, но наряду с этим - выходки Путина, все более напоминающие царизм, и унылый набор гибнущих экономик и жестоких сильных лидеров в "станах", - поясняет он. Напряженность в международных отношениях тоже далеко не исчезла.

"Но Горбачев оставил после себя одну бесспорную вещь: благодаря его действиям в мире стало меньше насилия, чем прежде. Во многом это объясняется тем, что завершение холодной войны и распад СССР значительно укрепили во всем мире шансы демократизации и мультилатерализма - векторов исторического развития, которые существенно уменьшили число войн", - утверждает автор.

Если в 1961 году в мире одновременно шло 5 войн, а в 1984-м - целых 24, то к 2008 году это количество вновь сократилось до 5, поясняет он. По данным Бетани Лейсина и Нильса Гледича из Center for the Study of Civil War, среднее число убитых на войне тоже значительно сократилось. "В 1950-е годы на один международный вооруженный конфликт приходилось в среднем 21 тыс. убитых в боях в год, а в начале XXI века - менее 3 тыс. убитых", - пишет автор, ссылаясь на данные доклада Human Securuty Report Университета Саймона Фрейзера (Канада). Правда, во многих случаях смерть, обусловленная войной, происходит вне поля битвы. И все же общее число смертей на войнах сократилось, в том числе потому, что снизился риск эпидемий, спровоцированных войнами.

Все это не означает, что в мире стало тихо и спокойно, подчеркивает автор. Самая губительная война начала XXI века - гражданская война в Демократической Республике Конго. За 5 лет боев погибло от 1,8 млн до 5,4 млн человек. Кроме того, число вооруженных конфликтов, которые по своему масштабу не считаются "войнами", - от 25 до 1 тыс. погибших в бою в год - снижается медленнее. Сейчас таких конфликтов около 35 - намного больше, чем в 1960-е годы или даже в 2003 году.

И все же за последние 40 лет на планете действительно стало меньше войн, отмечает автор. Одна из причин - в том, что сегодня страны редко воюют между собой, например, за территорию. В XIX веке преобладали колониальные войны, теперь же их вообще нет, полагает автор. "Возможно, дело в том, что люди осознают: мощь страны предопределяется уже не величиной ее территории, а эффективностью экономики", - пишет автор.

Другой причиной глобальной тенденции к миролюбию автор считает взаимосвязанность экономик разных стран.

Но главным подспорьем, предполагает исследователь, стал тот факт, что с уничтожением "железного занавеса" прекратились глобальные идеологические дебаты о формах государственного устройства. "Крах СССР и исчезновение напряженности в отношениях между сверхдержавами повлекли за собой колоссальные достижения в области соблюдения прав человека и политических прав", - поясняет он. Демократические страны редко воюют с другими демократиями, а также реже, чем автократии, прибегают к массовым убийствам.

Источник: Foreign Policy


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru