Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 сентября 2008 г.

Софья Кишковски | International Herald Tribune

Интернет как убежище от российской цензуры

Когда начальство телеканала "НТВ" снимало с эфира репортаж о сносе исторических зданий в Москве, оно, вероятно, и представить не могло, что известный журналист и затронутая им тема привлекут вследствие этого больше внимания, чем если бы репортаж показали.

История произошедшего с фильмом Андрея Лошака "Теперь здесь офис" показывает, какую роль в сегодняшней России играют интернет и глянцевые журналы и как они не дают заглохнуть тем проектам, которые приходятся не по вкусу осторожным начальникам или становятся жертвами прямой цензуры на государственных телеканалах и в других СМИ.

Проникнутый скорее грустной ностальгией, чем духом журналистского расследования, этот фильм затронул тему, близкую сердцу интеллигенции, и встревожил жителей крупнейших городов России. Он посвящен исчезновению исторических зданий и выселению людей из домов с богатым прошлым.

25-минутная пленка, возможности снять которую вдохновленный воспоминаниями о Москве 1980-х Лошак, по его словам, добивался три года, должна была выйти в эфир 28 июня в еженедельной документальной рубрике "Профессия: Репортер" на "НТВ". Раньше канал славился беспристрастными новостями, но в 2000 году, после прихода к власти Владимира Путина, попал под огонь критики из Кремля.

Тогда же в московском СИЗО ненадолго оказался владелец канала Владимир Гусинский. После этого он бежал из страны. В 2001 году ему пришлось поступиться каналом в пользу одного из подразделений "Газпрома", контролируемой Кремлем газовой монополии. Сейчас "НТВ" специализируется на криминальной журналистике.

Лошак избрал предметом своего внимания исчезающую старую Москву. В этом городе, по словам обитателей домов и специалистов по сохранению культурного наследия, вполне еще жизнеспособные постройки сносятся, а на их месте строятся офисные центры или жилые дома (на этом наживаются располагающие хорошими связями девелоперы) либо возводятся безвкусные копии.

"Я знаю, что такое дух старой Москвы", - сказал Лошак. Интервью состоялось неподалеку от здания "НТВ", в журналистском ресторане Twin Pigs. "Я знаю, что потеряно. Это был совершенно другой город, где можно было встретить стариков, а во дворах играли дети", - сказал он.

Репортаж Лошака показали на российском Дальнем Востоке за несколько часов до того, как он должен был пройти в Москве. В остальных регионах России он был снят с трансляции. Руководство "НТВ" заявило, что ему необходимо "дополнительно проконсультироваться с юристами". Никаких данных о том, когда фильм выйдет в эфир, не поступало.

"У генерального директора возникли замечания, связанные не с содержанием фильма, а с юридической стороной поднимаемых там вопросов", - говорится в заявлении. Речь идет о генеральном директоре "НТВ" Владимире Кулистикове.

21 июля материал появился на RuTube - клоне YouTube, конкурирующем со своим прототипом. С тех пор зарегистрировано более 230 тыс. обращений к этому материалу. Лошак еще больше прославился - и стал более откровенным в своих высказываниях. В августе он стал героем пространного семистраничного материала в российском журнале "ОК!", ранее незамеченном в смелых публикациях. Лошак раскритиковал влиятельного мэра Москвы Юрия Лужкова и его жену Елену Батурину, которая на ниве строительства сколотила миллиардное состояние и недавно приобрела в Лондоне дом, цена которого, по сообщениям, составила 50 млн фунтов, или около 95 млн долларов.

"Главный человек города покупает второй по величине дом в Лондоне, а на реставрацию памятников денег якобы нет... на это мы почему-то не должны обращать никакого внимания, - сказал Лошак. - Правда, я не знаю, могут ли такие вещи быть опубликованы в журнале OK!".

В интервью отражено и другое замечание Лошака, что "глянцевые журналы - это последнее пристанище" свободы СМИ, потому что власти за ними не столь пристально наблюдают, к тому же большинство из них принадлежат западным издательским домам, "которые сложнее контролировать".

Тем не менее, в прошлом году Батурина сумела выиграть дело о защите чести и достоинства у главного редактора российской версии Forbes, выходящего в том же издательстве German Axel Springer, которое публикует российский "OK!".

А что касается рутины, то здесь рука Кремля ощущается в исчезновении из выпусков новостей острых сообщений о политической жизни: теперь они сводятся главным образом к отчету об успехах президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Путина.

Из эфира исчезли дискуссии о текущих событиях. Многие газеты теперь заполнены разухабистыми сплетнями и криминальными известиями, но от линии партии не отступают ни на шаг.

Снятие материала Лошака с эфира - "это рефлекс", считает Антон Носик, интернет-эксперт компании SUP Company, в ведении которой находится Livejournal.ru, российский аналог известного блог-портала.

"Это индустрия цензуры, - говорит Носик. - У них отработаны эти механизмы, их реакция на телевидение. Стань они последними людьми на Земле, которые смотрят телевизор, они все равно будут думать, что то, что там показывают, очень важно".

По мнению экспертов, интернету, как и журналам, пока удается избегать пристального внимания, главным образом потому, что его аудитория меньше. "НТВ" смотрят миллионы телезрителей, на RuTube в день заходит 400 тыс. пользователей, а тираж журнала "ОК!" составляет 130 тыс. экземпляров.

Позволяя интернету функционировать относительно свободно, Кремль получает возможность указывать на него как на доказательство существования в России свободы слова, полагают наблюдатели.

Однако некоторые видят плохой знак в возбуждении уголовного дела против блогера Саввы Терентьева.

22-летнему музыканту из Республики Коми на севере России предъявили обвинения в "разжигании ненависти или вражды" за то, что он написал: милиционеры - это "самые тупые, необразованные представители жив(отн)ого мира", которых следует сжигать в печах, "как в Освенциме". Терентьеву дали год условно.

"Скорее всего, этот вердикт - предупреждение всем остальным: в интернете держите язык за зубами", - сказала в интервью информационному агентству "Интерфакс" председатель правозащитной организации Московская Хельсинкская группа Людмила Алексеева.

Аудитория интернета стремительно растет. Как сообщила в июне московская неправительственная организация Фонд "Общественное мнение", 32,7 млн россиян в возрасте 18 лет и старше воспользовались интернетом по крайней мере однажды за последние полгода. В тот же период прошлого года этот показатель составлял 28,7 млн, что говорит о почти 14-процентном росте. Численность тех, кто пользуется интернетом ежедневно, за тот же срок выросла на 40%, с 11,2 до 15,7 млн человек.

Хотя широкополосное подключение - это по-прежнему редкость, особенно за пределами больших городов, согласно опубликованному в этом году исследованию TNS Gallup Media, те россияне, у которых интернет есть дома, на 17% меньше времени проводят перед телевизором.

42-летний Медведев говорил, что регулярно пользуется интернетом, и призвал россиян, в том числе и чиновников, использовать его более активно. А у компании, в которой он дважды был назначен председателем правления, - "Газпрома" - имеется деятельное подразделение по работе со СМИ, "Газпром-Медиа". Сейчас оно ведет переговоры о покупке доли в RuTube. Сделка должна состояться в этом году.

Сначала репортаж Лошака был размещен в многочисленных блогах, затем на Facebook и Vkontakte, а потом, наконец, на RuTube. На последнем ресурсе он доступен до сих пор.

В фильме рассказывается о молодом британском журналисте, который поселился в Москве и организовал Общество охраны архитектуры Москвы. Там также присутствует топ-модель Наталья Водянова: находясь в своем загородном доме в Великобритании, она хвалит существующую в этой стране политику сохранения памятников архитектуры.

В фильме фигурирует рассказ архитектурного критика Григория Ревзина о том, как он вместе с руководителем столичного стройкомплекса, близким соратником Лужкова Владимиром Ресиным, побывал в Венеции. Ресин, по его словам, был потрясен разрухой, которая царит в Венеции, и сказал, что хотел бы, чтобы московским строительным властям позволили навести там порядок.

Самое сильное слово в репортаже принадлежит Евгению Филатову, - художнику, которого вместе с семьей выселили из фамильного дома, в котором жили пять поколений его семьи. Расположенную неподалеку от Кремля тихую Остоженку после падения СССР превратили в улицу миллиардеров. Старый деревянный дом Филатовых в Молочном переулке (там успел пожить и прославленный художник Виктор Попков) снесли, чтобы освободить место для особняка "под XIX век". Удивительно, но на новом доме установлена та же самая памятная доска, которая висела на стене старого здания. На ней написано, что новый дом - это памятник культуры XIX века и жилище Попкова.

Расположенный в другом квартале в центре Москвы Печатников переулок был увековечен художниками, которых привлекали чудесные дворики и вид на древний монастырь. Теперь большая часть тамошних зданий идет под снос, а их место займут новые постройки или дубликаты построек, которые перекроют вид.

Как говорит в репортаже Филатов, чиновники и преступники-девелоперы "настолько спутались, что разделить их невозможно". Филатов переехал в советскую многоэтажку на востоке Москвы.

Уничтожение исторической застройки Москвы, которое перекидывается и на Санкт-Петербург, а также другие города России, купающиеся в доходах от продажи нефти и сырья, причиняет боль склонным к раздумьям тридцатилетним, - говорит Лошак (ему 35).

Но интернет, похоже, стал площадкой для протеста. "Все на баррикады! Выметем бюрократические отбросы, которые готовы продать не только родную мать, но пустить в расход всю семью, - написал в одном блоге после просмотра репортажа Лошака человек, подписавшийся как Александр, юрист, 32 года. - Нельзя этого больше так оставлять, или в один прекрасный день мы проснемся и поймем, что они продали и нас тоже". Розалия Кородзиевская и ее дочь Эмилия Суптель борются - по их опасениям, впустую - за сохранение принадлежащего им московского ресторана, который был открыт в 1989 году и завоевал популярность иностранцев, от посягательств девелопера. "Молчаливый протест - это оксюморон, - говорит Суптель. - Что такое интернет? В основном подростки. Хорошо, что они об этом читают, но делают они это исключительно из любопытства. Никакой гражданской позиции у них нет и, возможно, никогда не будет".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2021 InoPressa.ru