Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 апреля 2007 г.

Редакция | The Economist

Грабеж с респектабельным лицом

На аукционе не было никаких заявок от таинственных подставных фирм, а на шее у аукциониста не было бабочки. Хотя продажа 27 марта 9,4% акций государственной нефтяной компании "Роснефть" не отличалась теми странностями, которые наблюдались на предыдущих российских аукционах, некоторые из традиционных черт сохранились. Он продолжался всего несколько минут, а товар перешел за бесценок тем, кому и ожидалось, в данном случае самой "Роснефти".

Это был первый из серии аукционов по распродаже оставшихся активов ЮКОСа, некогда основной нефтяной компании России, которая в прошлом году была доведена до банкротства (как она утверждает, несправедливо) за счет налоговых претензий и штрафов, общая сумма которых достигла 33 млрд долларов. Акции "Роснефти" были остатком от насильственной продажи в 2004 году, когда большая часть основного дочернего предприятия ЮКОСа перешла подставной компании, которая вскоре была сама куплена "Роснефтью".

Цена за выставленный на прошлой неделе лот, включавший менее ценный актив в 7,6 млрд долларов, была на 10% ниже по сравнению с рыночной стоимостью: неплохая сделка для "Роснефти", хотя и менее выгодная для российского государства и народа.

Могут появиться и другие потенциальные покупатели, включая государственную монополию "Газпром" и некоторые иностранные энергетические компании, вероятно, сотрудничающие с Россией.

Наиболее важна для будущего российской нефтяной промышленности судьба двух оставшихся производственных подразделений ЮКОСа и сеть нефтеперерабатывающих предприятий. "Роснефть", которая только что взяла в кредит 22 млрд долларов у нескольких иностранных банков, судя по всему, готова совершить еще пару выгодных покупок. Поскольку она одновременно с этим является основным кредитором ЮКОСа после налогового управления, она быстро сможет вернуть большую часть издержек. (Самый большой налоговый счет, предъявленный дочернему предприятию ЮКОСа, уже значительно снизился после того, как предприятие перешло к "Роснефти".)

Наиболее интересным аспектом этой продажи была не личность победителя, а то, что в аукционе участвовала еще всего одна компания - англо-российское совместное предприятие ТНК-ВР, которую британская ВР купила до того, как Кремль ограничил участие иностранных компаний в российской энергетической отрасли.

В качестве повторения опыта Shell на Сахалине, ТНК-ВР столкнулась с трудностями в сохранении своих инвестиций, в особенности на гигантском Ковыктинском месторождении в Сибири. Нелепые требования лицензии помогают "Газпрому" сжать тиски и силой ворваться в этот проект - и, вероятно, захватить контроль над всей компанией.

Генеральный директор ВР лорд Браун встречался с президентом России Владимиром Путиным. Ходят слухи, что компания ТНК-ВР приняла участие в аукционе, чтобы придать легитимность этому событию (по российским законам требуется наличие хотя бы двух участников) и снискать расположение Кремля - а возможно, также "Роснефти", которая может оказаться более удобным партнером, чем "Газпром". Хотя ТНК-ВР настаивает, что была искренне заинтересована в аукционе, она довольно легко сдалась.

Тем временем выдвинуты новые обвинения против Михаила Ходорковского, бывшего главы ЮКОСа, арестованного в 2003 году, и против аудиторов ЮКОСа компании PricewaterhouseCoopers.

Эти обвинения также кажутся призванными облегчить распродажу активов. Однако грабеж, даже с (относительно) респектабельным лицом, остается грабежом.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru