Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 апреля 2007 г.

Экарт фон Кледен | The Wall Street Journal

Иранские ракеты и российские угрозы

Европа долгое время не замечала новых стратегических угроз, связанных с распространением ракет. Однако вот уже несколько лет внимание международного сообщества приковано к иранской ядерной программе. Германия играет активную роль в усилиях международного сообщества, направленных на то, чтобы убедить Иран отказаться от ядерных амбиций. Но непосредственной угрозой для нас ядерный Иран сделает параллельное развитие им ракетных технологий.

Иран вкладывает значительные средства в развитие ракет большой дальности. Через 5-10 лет он может создать собственные баллистические ракеты средней дальности с радиусом поражения 3 тыс. км. Для примера, Мюнхен находится от Ирана на расстоянии в 2760 км. Несмотря на то что это означает, что пока иранские баллистические ракеты не представляют непосредственной угрозы для Германии, Тегеран уже способен нанести удар по Афинам или Стамбулу с помощью ракет Shahab III. Они являются доработанной версией северокорейских ракет No Dong, которые были испытаны в 2004 году. Другими словами, Иран уже сейчас представляет непосредственную угрозу для Греции, нашего партнера по ЕС, и Турции, нашего союзника по НАТО.

Германии, Европе и НАТО необходимо сформулировать свою политику на основе взвешенного анализа угрозы и договориться о необходимости противоракетного щита. Учитывая, что на развитие подобных систем вооружения потребуется до 10 лет, нам уже сейчас необходимо предпринимать первые шаги по созданию противоракетных систем. Япония, например, уже модернизирует системы противоракетной защиты вокруг Токио. В 1998 году Северная Корея испытала двухступенчатую ракету, которая нарушила японское воздушное пространство: ее части упали в Токийском заливе. После этого в Японии вспыхнули опасения, и это заставило страну присоединиться к американской программе ПРО. Помимо наземных зенитных установок Япония поставила на вооружение крейсеры "Эгида", снабженные аналогичными противоракетными системами.

Противники защитной системы в Европе заявляют, что угрожать континенту - не в интересах Ирана. Эти слова звучат наивно. Несомненно, возможность угрожать Европе - часть иранской стратегии по снижению западного влияния на Ближнем Востоке. Иран стремится стать доминирующей державой в регионе. С этой же целью он старается уменьшить влияние США на Ближнем Востоке и вбить клин между США и Европой, начав угрожать Европе ядерным оружием в случае, если та примет участие в ближневосточных операциях. Для этого же он захватывает европейских заложников, как случилось несколько дней назад, когда были арестованы 15 британских моряков.

Противники активной обороны также цитируют жесткую критику, озвученную президентом России Владимиром Путиным в отношении противоракетных планов США. По словам Путина, их реализация приведет к "неизбежной гонке вооружений", и в Германии и других странах вновь замаячил призрак "новой гонки вооружений". Но заявление Путина полностью игнорирует тот факт, что американская система, состоящая всего из 10 противоракет, окажется совершенно не способна нейтрализовать нынешний российский арсенал из 3,3 тыс. ядерных ракет. Кроме того, он сознательно умолчал о том, что России было хорошо известно о противоракетных планах из двусторонних обсуждений с США и контактов в рамках Совета Россия - НАТО.

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своей статье для ежедневной немецкой газеты ханжески спрашивает, посоветовались ли с самой Европой. В это же время начальник российского генерального штаба и командующий ракетными войсками угрожают сделать противоракетные базы в Польше и Чехии "целями стратегических ракетных сил" Российской Федерации и заявляют, что Москва может выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Все вместе это выглядит лицемерием.

Такой же подход заметен и в словах российского посла в ООН Виталия Чуркина, который отказался поддержать британский проект резолюции Совета Безопасности ООН, требовавший немедленно освободить британских солдат, захваченных Ираном. Авторитет внешней политики России падает, когда, с одной стороны, она называет себя защитницей интересов Европы, а с другой - поставляет Ирану противовоздушные ракеты. Москва должна отказаться от постоянного противостояния, которое практиковалось в эпоху холодной войны, и признать, что в ее же интересах считать Европу зоной общей безопасности. Россия тоже может оказаться целью для иранских ракет. Москве следует отнестись к предложениям о сотрудничестве со стороны США и Европы более серьезно, чем раньше.

В этих условиях размещение в Европе ряда компонентов всеохватной, глобальной противоракетной системы США для защиты от возможных угроз отражает интересы Германии и Европы, а также интересы России. Еще большее необходимость в ней подчеркивается тем, что нужно избегать военных действий против "стран-изгоев", которые обладают ядерным оружием и баллистическими ракетами либо стремятся их создать. Выглядит непоследовательным то, что противники противоракетного щита обвиняют США в военном вмешательстве и при этом сами препятствуют созданию альтернативы военным действиям. Надежный американский ядерный щит в конце концов призван служить тому, чтобы американские союзники и другие страны, безопасность которых гарантируют США, сознавали, что им не нужно разрабатывать собственное ядерное вооружение. Аналогичные гарантии безопасности помогали предотвратить развитие подобных программ в прошлом. Этому же послужит американская система ПРО. Таким образом, она не раздувает гонку вооружений, а помогает ее предотвратить.

НАТО - самая подходящая организация для интегрирования американской противоракетной системы в стратегию европейской безопасности. Совету Россия - НАТО следует продолжить обсуждение возможного участия России в проекте. В Совет Евроатлантического партнерства также входят страны ЕС, которые не являются членами НАТО. В то же время рассмотрение вопроса в рамках ЕС контрпродуктивно: отчасти потому, что в переговорах не смогут участвовать США, отчасти потому, что это способно вызвать раскол в европейском лагере.

В интересах Польши, чтобы данный вопрос рассматривало НАТО. Нынешний проект не подходит для установления особых отношений с США вне рамок НАТО. Подобные действия лишь подчеркнут различия между европейскими союзниками НАТО и сыграют на руку тем представителям России, которые стремятся ослабить НАТО и посеять раздор между США и Европой.

Фон Кледен - пресс-секретарь немецкой парламентской группы Христианско-демократический союз - Христианско-социальный союз по вопросам внешней политики; входит в руководство ХДС.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru