Цитируя "Известия", автор отмечает, что раздраженное отношение многих московских политиков к позиции МВФ сводится к лейтмотиву: "они деньгами наказывают Россию за Чечню".
Что бы ни случилось с последним траншем кредита МВФ, все яснее становится, что перемены во взаимоотношениях между Россией и Фондом имеют более фундаментальные финансовые причины. Предоставив России кредиты на общую сумму более 20 млрд. долл., МВФ сам себя превратил из кредитного института в сборщика долгов.
Аугусто Лопес-Кларос, бывший постоянный представитель МВФ в России, а сегодня эксперт "Леман Бразерс" по международным делам, считает, что в обозримом будущем МВФ будет нетто-получателем денег из России - независимо от того, будет предоставлен последний транш или нет. Это серьезно отразится на балансе сил между сторонами: Россия перестанет действовать с постоянной оглядкой на МВФ и будет исходить прежде всего из своих собственных интересов. Несмотря на изменившуюся ситуацию, Фонд, похоже, не готов модифицировать свою политику "рекомендаций" в отношении России.
Несмотря на преобладающую среди специалистов точку зрения, что ответственность за прошлогодний финансовый кризис в России лежит в определенной мере и на МВФ, Фонд продолжает оставаться приверженным фундаментальным принципам так называемого Вашингтонского консенсуса - жесткой денежной политике и экономической либерализации,- исходя при этом из их универсальной применимости. Соответственно, и размер дополнительной финансовой помощи России будет, как прежде, определяться тем, насколько энергично российское правительство проводит политику реформ.
По словам одного из высокопоставленных западных финансистов, сторонника ортодоксального подхода, за 10 лет постсоветского периода лишь те страны добились положительных результатов, которые ориентировались на макроэкономическую стабилизацию и структурные реформы.
Однако многие задают вопрос, насколько применим, или достаточен, Вашингтонский консенсус в случае с Россией. Среди западных экспертов главным оппонентом МВФ в этом вопросе выступает Джозеф Стиглиц, покидающий в этом году пост главного экономиста Всемирного банка. Подход МВФ вызывает массу критики и в Москве, причем даже с либерального края экономического спектра.