Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 февраля 2004 г.

Вильям Сейфайр | The New York Times

Прощальное досье

Как мы видим, у провалов разведки тысячи авторов, между тем ее триумфы безымянны. Вот вам история "прощального досье", рассказ о том, как устроенная ЦРУ компьютерная диверсия привела к сильному взрыву в Сибири (все это придумал экономист по имени Гус Вейсс) и помогла нам победить в холодной войне.

Мы с Вейссом работали в одном коридоре в администрации Никсона. В начале 1974 года он написал доклад об основанных на закупках и копировании советских технологических достижениях, который заставил президента, невзирая на разрядку международной напряженности, ввести ограничения на экспорт компьютеров и программного обеспечения в СССР.

Спустя семь лет мы узнали о реакции КГБ. Я написал серию жестких газетных колонок, осуждающих Германию и Британию, предоставляющих Москве финансовую помощь на газопровод, идущий из Сибири в Европу. Этот проект поставил бы под контроль коммунистов поставки энергии в Европу и ежегодно давал бы 8 млрд долларов на поддержку советских исследований в компьютерной и космической областях.

Президент Франции Франсуа Миттеран также выступал против газопровода. 19 июля 1981 года на конференции в Оттаве он отвел президента Рейгана в сторонку и сообщил, что Франция завербовала офицера КГБ из московского центра.

Полковник Владимир Ветров создал то, что французская разведка назвала "прощальным досье". В нем содержались документы технологического управления КГБ, демонстрирующие, как Советский Союз систематически крал или тайно покупал через посредников радар, станки и полупроводники, чтобы в 70-е годы СССР в военно-промышленной сфере мог конкурировать с США. Таким образом, США вели гонку вооружений сами с собой.

Рейган передал это Вильяму Джею Кейси, директору ЦРУ, которого сегодня вспоминают только в связи с Ирангейтом. Кейси вызвал Вейсса, тогда работавшего в Совете национальной безопасности у Томаса Рида. Изучив список, состоявший из сотен имен советских агентов и закупщиков (включая одного космонавта), обеспечивающих такого рода проникновение в США и Японию, Вейсс порекомендовал воздержаться от депортации.

Как явствует из замечательной книги Рида о холодной войне "Над бездной", которая выходит в свет в марте в издательстве Random House, Вейсс сказал: "Почему бы не помочь советским покупателям? Теперь мы знаем, чего они хотят, и можем помочь им это получить". Ловушка: компьютерные чипы будут спроектированы таким образом, чтобы проходить советский контроль качества, но отказывать при работе".

В нашей сложной схеме дезинформации умышленно искаженные планы технологии "стелс" и космической обороны пускали российских ученых по путям, где они впустую тратили время и деньги.

Технологией, возглавляющей советский список, были компьютерные системы управления для автоматизации операций нового транссибирского газопровода. Когда мы ответили отказом на запрос, сделанный в законном порядке, КГБ послал в одну из канадских компаний тайного агента, который должен был украсть программное обеспечение. Получив сведения из "прощального досье", мы встроили в украденный продукт то, что компьютерщики называют "троянским конем".

"Программное обеспечение газопровода, которое должно было управлять насосами, турбинами и клапанами, - пишет Рид, - было запрограммировано на то, чтобы менять параметры скорости насосов и настройки клапанов, создавая неприемлемое давление в стыках и швах газопровода. Результатом стал самый сильный неядерный взрыв и пожар, который был виден из космоса".

Наблюдатели из Norad опасались ядерной детонации, но спутники, улавливающие электромагнитный импульс, молчали. Это озадачило многих в Белом доме, но "Гус Вейсс шел по коридору и говорил своим коллегам из Совета национальной безопасности, что беспокоиться не о чем. Прошло еще 20 лет, прежде чем он объяснил мне, почему".

"Прощальное досье" осталось секретом, поскольку взрыв, случившийся в июне 1982 года, силой в три килотонны, произошел в пустынной части Сибири, и жертв, насколько известно, не было. КГБ тоже не спешил публично жаловаться на то, что ему подсунули фальшивую технологию. Но все программы, украденные на протяжении многих лет, попали под подозрение, и это остановило или затормозило работу тысяч российских технологов и ученых.

Ветров был схвачен и казнен в 1983 году. Год спустя Билл Кейси приказал атаковать сеть, организованную КГБ и закрыл "прощальное досье". Гус Вейсс умер несколько месяцев назад. Пришла пора вспомнить о том, что наши шпионы иногда добивались больших успехов.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru