Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 февраля 2005 г.

Дэвид Уолл | The Japan Times

Путин поднимает ставки в Азии

В октябре российский президент Владимир Путин и китайский президент Ху Цзиньтао стояли рядышком в Пекине, наблюдая, как их министры иностранных дел подписывают исторический договор об общей границе протяженностью 4374 км. Этот вопрос о границе был причиной нескольких столкновений в прошлом. На окончательное оформление сделки потребовалось больше времени из-за разногласий по нескольким островам рек Амур, Уссури и Аргун.

Никто не испортил вечеринки и не указал, что граница проходит между внутренней (китайской) и внешней (российской) Манчжурией (обе раньше принадлежали Китаю, пока Россия не навязала несколько договоренностей слабому императору Цин в 1858 и 1860 годах). Фактически, это последние договоренности "сотни лет унижения" Китая, которые не были отменены.

Оба лидера назвали подписание "важным вкладом в безопасность и стабильность Азиатско-Тихоокеанского региона и мира в целом". Однако я уверен, что на самом деле ничто не волновало Путина меньше, чем претензии на парочку песчаных островков, от которых он отказался.

Его истинной заботой является необходимость консолидировать российское влияние в Юго-Восточной Азии на фоне того, что рушится российская база в Восточной Европе, и сбалансировать растущее присутствие США на Кавказе и в республиках Центральной Азии.

Россия все больше зависит от Юго-Восточной Азии, и, в частности, от Китая, и это факт. От Китая зависит процветание ее экономики. После краха экономики российский военно-промышленный комплекс оказался бы в пропасти, если бы не военные поставки в Пекин. Эта зависимость доросла до той точки, что Россия и Китай проведут крупные совместные учения в Китае в конце этого года.

Россия относится к этим учениям как к демонстрации продукции, которую она может продать Пекину. Российские вооруженные силы преодолели политическое сопротивление Москвы относительно того, что выставлять на показ. На продажу выставлены стратегические бомбардировщики Ту-22M3 и Ту-95. Уже поставлены или обещаны эсминцы, авианосец и другие корабли, чтобы помочь Китаю создать тихоокеанский флот, и ракеты, созданные для атаки американских авианосцев, которые могут стать угрозой для нового китайского флота.

На юго-востоке России российская зависимость от Китая растет так быстро, что Путин пытается замедлить ее. Так как местная экономика рушится, и россияне покидают этот регион, туда въезжают китайцы.

Процветает экспорт потребительских китайских товаров, а также китайские инвестиции в рестораны, отели и эксплуатацию месторождений природных ресурсов, а иногда и в сомнительные с точки зрения закона предприятия, например, в вырубку лесов или скупку металлического лома у государственных российских компаний.

Путин резко повысил тарифы - с 200% до 300% - на китайский экспорт в Россию и мешает местным правительствам выстраивать новые пограничные мосты и устаивать торговые зоны. Он также отказал Китаю в просьбе сдать в аренду два порта к северу от Владивостока. Уже слишком поздно останавливать строительство железной дороги из Владивостока в Чанчунь, китайский город, где сходятся границы России, Северной Кореи и Китая.

Когда в результате действий Путина было нарушено соглашение о постройке нефтепровода из Сибири в китайскую провинцию Хэйлунцзян, которое китайцы заключили с российской нефтяной компанией ЮКОС, это было равноценно пощечине. Чувство возмущения возросло, когда Россия объявила о сделке с Японией по постройке нефтепровода до Находки в Японском море.

Со стороны Путина это был ловкий ход. Он заручился благосклонностью Японии, а заодно и миллионами долларов на постройку нефтепровода - долларов, которые китайцы не предлагали. После подписания сделки с японцами он затем указал, что будет несложно построить короткий трубопровод в Китай как ответвление от нового большого нефтепровода. Он также пообещал утроить поставки нефти в Китай по железной дороге - с 10 млн до 30 млн тонн в год.

Путин также предлагал начать переговоры о продаже китайцам 20% "Юганскнефтегаза". Еще одно предложение, лежащее на российском столе, - это содействие в постройке трубопровода из Казахстана в Китай и совместный с Китаем доступ на казахстанское месторождение "Курмангазы". В итоге китайцы могут оказаться в более выгодных условиях, чем по сделке с ЮКОСом, - и японцы останутся довольны.

Для полноты картины россияне отправили Алексея Миллера, главу "Газпрома", крупнейшей в мире газовой компании, в Северную Корею с целью обсуждения совместной эксплуатации нефтегазовых месторождений и возможных маршрутов трубопроводов для поставок российского газа и в Северную, и в Южную Кореи.

Так что в данный момент все в Юго-Восточной Азии довольны Россией, кроме Тайваня. Путин подчеркнул в Пекине, что Россия не поддерживает независимость Тайваня, признает его неотъемлемой частью Китая и помешает его вступлению во все международные структуры, включая ООН. Он не упомянул об американских поставках оружия на Тайвань, да и зачем? Ведь если они прекратятся, то и Китаю больше не потребуется покупать новое российское оружие.

Источник: The Japan Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru