Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 июня 2008 г.

Резкий рост стоимости продуктов, вызванный высокими ценами на нефть, сокращение посевных площадей в мировом масштабе, обусловленное изменением климата, - Александр Мюллер, заместитель генерального директора организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO), о том, как избежать продовольственного кризиса. Интервью.

- На этой неделе на специальном саммите в Риме пройдут межправительственные консультации по поводу международного продовольственного кризиса. Почему только сейчас, а не раньше?

- У 850 млн человек, многие годы голодающих в основном в отдаленных регионах, никогда не было сил, чтобы обратить на себя внимание. Сейчас же растущие цены на продукты питания в значительной степени затронули новые слои населения. Горожане протестует, и правительства хорошо это чувствуют. Давление возрастает.

- Что же является главной причиной того, что пищевая промышленность больше не успевает за спросом?

- Целый ряд обстоятельств, в частности, существенный рост цен на нефть. Традиционное сельское хозяйство очень энергоемко. Удобрения, пестициды, тракторы и транспортировка - все завязано на нефть. К тому же, чтобы уйти от этой зависимости, многие правительств сделали ставку на биотопливо. Это тоже привязывает цену на хлеб к цене на нефть.

- Достиг ли продовольственный кризис апогея?

- Вовсе нет, мы только в его начале. Продолжающиеся изменения климата ведут к тому, что посевные площади иссыхают или затопляются. Возникают новые болезни животных и растений, доходы снижаются. Мы должны производить продовольствия на 40-60% больше, а при этом на юге отчетливо сокращаются посевные площади.

- Но за треть выбросов парникового газа в атмосферу ответственно как раз сельское хозяйство.

- Именно это нужно быстро менять, иначе система поглотит сама себя. На саммите мы хотим подчеркнуть, что защита климата - это продовольственная безопасность.

- Что для этого нужно делать?

- Мы должны вести сельское хозяйство таким образом, чтобы оно поглощало, а не высвобождало углерод. Это означает остановку вырубки лесов. А еще мы должны бережнее эксплуатировать землю, чтобы сохранить больше лугов, аккумулирующих углекислый газ. Кроме того, нам следует создавать, например, так называемые аграрные саванны, где домашний скот может пастись под специально посаженными плантациями деревьев.

- Откуда возьмутся деньги на такую радикальную перестройку?

- От продажи квот на эмиссию парниковых газов ведущим промышленным государствам. Индустриальные страны могут справиться с проблемами собственных выбросов только при помощи развивающихся стран. Уже сейчас они вкладывают миллиарды, чтобы нейтрализовать последствия собственной эмиссии. Но пока что средства инвестируются только в промышленные проекты. Почему бы мелким крестьянам в Азии и Африке не получать выгоду, если они на своих площадях смогут связывать углерод так же эффективно и, возможно, даже с меньшими затратами?

- Прямо призыв к зеленой революции.

- Но не такой, как прежде. Вскоре мы опубликуем карты, на которых можно будет увидеть, в каких регионах мира сельское хозяйство может связывать углерод, какие площади следует эксплуатировать дальше, а какие - засаживать лесами.

- Нужно ли останавливать производство биотоплива?

- В странах, где леса вырубаются под плантации сои и производство пальмового масла, это было бы правильно. Но необходим дифференцированный подход. Например, в Бразилии положение иное. Там биотопливо, в отличие от Европы и США, производится без государственных дотаций. В любом случае, нам нужны долгосрочные международные соглашения, регулирующие производство биотоплива и не ужесточающие при этом нехватку продовольствия.

- Зеехофер, министр сельского хозяйства Германии, утверждает, что производство биотоплива никак не влияет на стоимость продовольствия, так как под него занято лишь 2% посевных площадей.

- Наши специалисты, как и другие эксперты, пришли к иному выводу: рост цен на продукты питания на 20-50% обусловлен спросом на биотопливо.

- На этом основании министр по вопросам экономического сотрудничества и развития Хайдемари Вечорек-Цойль требует повсеместного запрета на производство биотоплива. Как вы думаете, насколько это целесообразно?

- Не слишком. Но я считаю ошибочным и требование о непрерывном повышении доли биотоплива в общей массе энергоносителей, как это сделали ЕС и Германия, не обладая долгосрочной программой. Через систему дотаций это привело к деформации рынка и сделало меры по сокращению эмиссии парниковых газов излишне затратными. В любом случае, обеспечение населения всего мира продовольствием должно иметь преимущество перед производством энергоносителей.

- На саммите ООН по продовольствию в Бонне федеральный канцлер Меркель от лица Германии взяла обязательство выделять с 2013 года по 500 млн евро ежегодно для защиты лесов. Этого достаточно?

- Хорошее предложение. Специалисты ООН по продовольствию и защите окружающей среды уже тесно сотрудничают с Норвегией, которая объявила об аналогичной инициативе. Подобные фонды дают возможность больше не заниматься подобными проблемами в одиночку и со скудным бюджетом, а позволяют решать их коренным образом. До сих пор специалисты по защите климата, охране природы и сельскому хозяйству решали свои задачи разобщено. Это тупиковый путь.

Также по теме:

ООН хочет помирить голодающих с ожиревшими (Обзор прессы)

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru