Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 марта 2005 г.

Пол Гобл | The Washington Times

Русские обращаются в ислам и встают на путь джихада

По сообщениям прессы, двое или трое из террористов, убитых в Нальчике 10 дней назад, были русскими солдатами, которые обратились к ваххабизму - разновидности ислама. Это усилило существующие в России опасения о том, что ваххабизм приобретает все большее влияние и может повлиять на будущее страны.

В интервью, которое на прошлой неделе было опубликовано на интернет-сайте Южного федерального округа Ufo.ru, эксперт московского института религии и политики Георгий Энгельгардт подробно остановился на феномене обращения русских в ислам.

Энгельгардт отмечает, что, как известно, удаление из переписи населения 2002 года вопроса о религиозной принадлежности граждан привело к тому, что сегодня нет достоверной национальной статистики ни по одной религии. Специалисты в вопросах религии считают, что число русских мусульман составляет от 5 до 20 тыс. человек.

Часть русских мусульман, около двух тысяч человек, состоят в Национальной организации русских мусульман. Некоторые другие мусульманские лидеры в России называют более высокие цифры численности русских мусульман, но Энгельгардт считает, что к таким цифрам нужно относиться с осторожностью.

По мнению эксперта, обращение русских в ислам в его ваххабитской форме является следствием серьезных проблем общества, которые необходимо решать. Способные и амбициозные люди не могут удовлетворить свое честолюбие, и для них участие в экстремистской деятельности является способом самореализоваться, доказать свою значимость.

Некоторые эксперты считают, что многие мусульманские лидеры в России настроены против обращения русских в ислам, и могут даже занижать число русских мусульман. На это у них есть свои причины.

С одной стороны, мусульманские лидеры не хотят ссориться с русской православной церковью, которая считает обращение русских в ислам следствием "вторжения" мусульманских лидеров на "территорию", которую патриархат считает своей.

С другой стороны, мусульманских лидеров тревожит тенденция, существующая среди этнических русских, принявших ислам, - обращаться к самым радикальным формам ислама. Это происходит потому, что у русских нет связей со сформировавшимися в процессе истории мусульманскими общинами и нет понимания их культуры. Эта тенденция угрожает и власти лидеров российского ислама, и существованию религии ислама в России в целом.

По мнению ряда экспертов, русских привлекает в исламе его необычность, а также строгие правила, которые требуется соблюдать приверженцам мусульманской веры. Но Энгельгардт не согласен с этим и считает обращение русских к исламу "плодом нашего посткоммунистического кризиса, когда в российском обществе был перекрыт вертикальный канал социальной мобильности" и люди лишились возможности зарабатывать те деньги, которых они заслуживают.

"Зачастую, способные и амбициозные люди не могут удовлетворить свое честолюбие, и для них участие в экстремистской деятельности является способом самореализоваться, доказать свою значимость", - пишет Энгельгардт. В пример эксперт привел историю Павла Косолапова, который не смог удовлетворить свои амбиции в карьере военного, он "почему-то не ужился в Военном институте ракетных войск, был оттуда отчислен", и в итоге Косолапов стал заниматься террористической деятельностью.

В начале 90-х годов некоторые амбициозные россияне в подобной ситуации могли влиться в ряды организованной преступности, говорит Энгельгардт. Но сегодня и в этой сфере возможности сократились - организованные преступные структуры "уступают место "цветным крышам", иначе говоря, административно-правоохранительному ресурсу". Поэтому для таких людей все более привлекательной становится идеология ваххабизма.

Конечно, есть исключения, и некоторые русские, такие, как журналист Вячеслав Полосин, обращаются к идеям "чистого ислама", а не его экстремистских форм, говорит Энгельгардт. Но в большинстве случаев ситуация совсем другая. В России появляется все больше и больше людей, у которых лояльность ваххабитским лидерам и крайним формам радикального ислама полностью затмевает какую-либо привязанность к своей стране, своей нации, даже к своим близким. Такие люди могут все более активно участвовать в террористической деятельности на территории России.

Энгельгардт назвал русских мусульман "новыми янычарами" (янычары - элитные войсковые подразделения турецкой армии, состоящие из сербов, которые в детском возрасте попали в плен к туркам и были насильно обращены в ислам). Слово "янычары" напугает многих российских граждан и чиновников и разгневает мусульманское население страны, которое посчитает это еще одной атакой против своей веры.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru