Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 мая 2005 г.

Борис Райтшустер | Focus

Скупая родина

В то время как Кремль пышно отмечает 60-ю годовщину Победы, ветераны борются с нищетой

Через шесть десятков лет, прошедших с последнего дня на фронте, Анна Голованова внезапно почувствовала, как в ней снова просыпается воинственность. Когда недавно 79-летняя женщина вместе с другими ветеранами попала в гостевую ложу Государственной думы, ей показалось, что перед ней снова, как когда-то, враг: ей захотелось обрушить на сидящих внизу шквал огня - на этот раз словесного. "Депутаты все время лишь жаловались, как им плохо живется, и говорили, какие привилегии им положены". При этом депутаты только что великодушно почти удвоили себе зарплату: получая по 110 тысяч рублей в месяц, в 15 раз больше среднего россиянина, они, помимо этого, имеют служебные квартиры и льготные путевки.

Гораздо менее щедрой Дума оказалась по отношению к миллионам военнослужащих и пенсионеров: у них в начале года она отобрала большинство прежних льгот - бесплатные лекарства, бесплатные поездки в общественном транспорте и бесплатные путевки в санатории. Это коснулось и ветеранов: перед помпезными торжествами в честь 60-й годовщины окончания войны, которые пройдут 9 мая, примерно миллиону все еще живых участников войны придется туже затянуть пояса. На обещанные подарки вроде холодильников или талонов на продукты многие из них сморят с подозрением, воспринимая их как подачку.

День Победы - это последняя гордость России, как назвал его русский Newsweek. В историческую дату Кремль с большой помпой собирается продемонстрировать свою старую-новую мощь - перед примерно 50 высокопоставленными гостями, в числе которых президент США Джордж Буш и федеральный канцлер Герхард Шредер.

Зато к тем, кто когда-то в окопах рисковал жизнью и здоровьем, российские власти такого интереса не проявляют, возмущается Владимир Кашин, заместитель председателя компартии: "Тратить столько денег на праздник, отнимая при этом у стариков их льготы, - это скандал, тем более что казна благодаря высоким ценам на нефть переполнена".

Критический тон, подобный этому, - табу и для телеканалов, вещающих в русле государственной идеологии, и для большинства газет. Но после массовых выступлений пенсионеров, протестовавших против отмены льгот, в Кремле воцарилась нервозность. Путинская партия "Единая Россия" вообще не хочет высказываться по этой теме. Даже многие из ветеранов не осмеливаются жаловаться: они боятся, что критика Кремля может быть воспринята как "непатриотическая".

Собственно, ветеран войны Голованова тоже хочет говорить только о хорошем. И все же ее разочарование постоянно прорывается. "Раньше раз в год мы имели право на бесплатную поездку по железной дороге по России, а сейчас мы этого лишены, - говорит старая фронтовичка. - Увижу ли я еще когда-нибудь свою сестру, которая живет в Сочи?" Из кармана жакета, увешанного орденами, она достает носовой платок и вытирает слезы.

Родине, которая сегодня к ней так скупа, Голованова отдала всё. В 17 лет, в 1943 году, она добровольно пошла на фронт. У нее, радистки женской роты и тогда еще будущей журналистки, два ранения; однажды она собственноручно обезвредила диверсанта.

Сегодня линия фронта для ветеранов проходит через больницы и аптеки. Несколько недель назад, готовясь к операции на ноге, Голованова отдала всю свою месячную пенсию на лекарства. "Раньше они были бесплатными", - рассказывает она. Но это еще не все: в больнице ей еще пришлось давать взятку, 2500 рублей. "Боже мой, сегодня вам, ветеранам, так сложно жить", - сказала мне врачиха - и положила деньги в карман халата", - продолжает она. При этом Голованова как жительница столицы с ее пенсией почти в 10 тысяч рублей относится к разряду привилегированных. В провинции ветераны войны получают около 5000 рублей, подсчитал коммунист Кашин.

Когда-то для коммунистов, несмотря на царивший тогда дефицит, было делом чести обеспечить фронтовиков всем необходимым. Сегодня многие ветераны чувствуют себя пятым колесом в телеге. "Часто кажется, что наше правительство никак не может дождаться, когда умрет последний участник войны", - жалуется Голованова.

При Путине с его ностальгией по Советскому Союзу ветеранам все же живется лучше, чем в дикие 90-е годы, считает в отличие от нее Анатолий Томашевский. Но кое-что 79-летнему ветерану, который недавно в связи с юбилеем Победы совершил поездку на поезде в Берлин, поблизости от которого в 1945 году он встретил окончание войны, понять трудно: "Чем ближе мы подъезжали к побежденной стране, тем чище и богаче были города и пейзажи, которые мы видели из окон вагона".

К немцам этот еще крепкий инженер больше не чувствует "никакой ненависти". Но Томашевский не держит зла не только на бывшего врага - на своего бывшего главнокомандующего тоже. "Сталин не сделал мне и моей семье ничего плохого", - отвечает он уклончиво на вопрос о генералиссимусе.

Тем самым бывший красноармеец полностью придерживается официальной линии: ведь Путин и его товарищи по КГБ в Кремле не хотят омрачать себе праздничный настрой критическими высказываниями в адрес Сталина и его военной политики - чем они и восстановили против себя прибалтов и поляков. В Волгограде, бывшем Сталинграде, к празднику Победы должен быть открыт новый памятник: Сталин вместе с Рузвельтом и Черчиллем. Последние - в качестве политического антуража.

Источник: Focus


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru