Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 мая 2007 г.

Александр Адлер | Le Figaro

Турция и Россия, странные аналогии

Россия и Турция - две законные наследницы Византийской империи. Ни та, ни другая совершенно не похожи на общего предка. Персидская по сути своей культура Турции и вскоре сформировавшаяся франко-немецкая культура России скрыли общий фундамент, который просматривается в архитектуре великих стамбульских мечетей, истинных наследниц своих предшественниц-базилик, и в коренящейся в самом сердце русской культуры тяге к философствованиям и визуальным абстракциям, что породило в конце концов всю современную российскую действительность. Есть и другие, не столь впечатляющие, общие черты: обе империи отличались дурной привычкой блюсти свои изменчивые границы с помощью вооруженных банд, состоявших из настоящих головорезов, будь то русские казаки и их сербские коллеги с окраин Австро-Венгерской империи или курдские "хамидие" (нерегулярные полки) оттоманской армии.

Эти войска продолжали творить свои подвиги - от погромов до геноцида - вплоть до недавнего времени. Тем временем чрезвычайно позитивные события двух типов происходят по обе стороны границы между двумя культурами. В России "смутное время" завершается реставрацией государства, которое, вопреки тому, о чем слишком часто пишут наши газеты, не уничтожило ростки демократии, пребывающей в полном здравии. Турции, продвинувшейся по демократическому пути дальше России, только что посредством компромисса между исламистскими демократами и светскими военными удалось пройти решительный этап выработки собственной, совершенно новой свободы.

Бывшие исламисты, отозвав кандидатуру Эрдогана, признали, что они должны принимать в расчет другую Турцию, историческими сторонниками которой были военные. А рассудительные светские политики не стали возражать против избрания министра иностранных дел Абдуллы Гюля, который, не изменяя своим исламистским принципам, хладнокровно решал вопрос о вступлении Анкары в ЕС.

Ничто не свидетельствует, что уход Владимира Путина, намеченный на следующий год, пройдет так же гладко. Но уже сейчас, несмотря на ощутимую напряженность, понятно, что уходящий президент, даже если выставит свою кандидатуру на предстоящих выборах, должен будет пройти через всеобщее голосование, где его соперником станет вице-премьер Сергей Иванов, который совсем не намерен дать себя обойти. Будет ли это честным состязанием на выборах или компромиссом, достигнутым в последнюю минуту, - ясно, что Москва не движется в направлении военных переворотов или тихих убийств за стенами Кремля, как было принято еще совсем недавно.

Вторая аналогия проявляется в достижении спокойствия на внешних, постимперских границах двух государств. Безусловно, Польша братьев Качиньских продолжает проводить возмутительную антироссийскую политику, но она сама заведет себя в тупик поспешными и постыдными внутриполитическими действиями: перспективой привлечения к суду генерала Ярузельского наподобие процесса в Риоме или угрозой отзыва мандата депутата Европарламента у отца новой польской демократии Бронислава Геремека.

В случае Турции угроза Тегерана создать единую шиитскую ось, включающую новый Ирак, старую Сирию и Ливан, остается вполне реальной и находит отклик в самой Турции среди курдских экстремистов.

Но и в данном случае агрессивный экспансионизм одних наталкивается на внутриполитическую сдержанность других - правительства Синьоры в Ливане, прагматичного курдского большинства в Ираке, действительно умеренных политиков, поддерживающих Башара Асада в его конфликте с собственной семьей в Сирии. Нет недостатка в сдерживающих силах, которые не только позволят избежать конфронтации, но и создадут новые перспективы: динамичное турецко-сирийское экономическое сотрудничество, символом которого стал новый стадион в Алепе, и массированная экономическая экспансия Турции в иракский Курдистан, не говоря уже о настоящем возрождении Азербайджана, превращающегося в ведущего игрока нефтегазовой сферы региона и проводящего мудрую независимую политику, контрастирующую с перегибами соседей - Армении и Грузии.

У двух великих наций Востока есть еще одна общая черта - их воля к интеграции - экономической для России, полной для Турции - в Европу, которая постепенно обретает уверенность в себе. Остается еще несколько темных пятен на карте: во-первых, технократические недостатки плана Ахтисаари по предоставлению независимости Косово, во-вторых, последние очаги кавказской анархии - странное правительство в Грузии, склонное к холодной войне, и абсурдно шовинистский режим в Армении.

Давайте помечтаем: а что если Москва и Анкара, вместо того чтобы слушаться вялых и невнятных рекомендаций Западной Европы, повернутся лицом друг к другу, чтобы вместе найти компромисс, который принесет мир на их культурные границы на Балканах и Кавказе? Это стало бы самым резким и существенным опровержением мрачных тезисов Хантингтона о неизбежности конфликта цивилизаций.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru