Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 октября 2006 г.

Иэн Бреммер | The Washington Post

Мир в форме буквы J

Американские чиновники, которые угрожают изолировать Иран от мирового сообщества, могли бы позаимствовать опыт у иранского руководства, которое само успешно справляется с выметанием иностранного влияния из Исламской республики. В декабре прошлого года президент Махмуд Ахмадинежад запретил иностранную музыку на государственном радио и телевидении. А в середине мая его правительство объявило о планах в течение двух лет повысить с 50 до 300 количество станций, способных блокировать спутниковые передачи. В тот момент, когда правительство Ирана занято защитой своих радиоволн в интересах теократии, госсекретарь США Кондолиза Райс вновь угрожает Ирану "изоляцией от международного сообщества".

Аналогичным образом администрация Буша настаивает, что если правительство Ким Чен Ира свернет свою ядерную программу, то правительство США будет способствовать вступлению Северной Кореи в семью народов мира. В случае отказа Вашингтон "еще больше углубит изоляцию Северной Кореи", сказала Райс.

Соединенные Штаты, похоже, не осознают, что самые репрессивные режимы мира нуждаются как раз в изоляции для своего выживания; они стабильны именно потому, что они закрыты. Ким Чен Ир знает, что должен прятать Северную Корею от внешнего мира, а внешний мир - от корейцев. Если бы половина населения Северной Кореи посмотрели полчаса трансляцию CNN (или, если уж на то пошло, компании "Аль-Джазира") и до конца осознали вред, наносимый катастрофической политикой и брутальностью своего правительства - или разительный контраст между их жизнью и жизнью в Японии или в Южной Корее - режим Ким Чен Ира не выстоял бы. Угрожать этому режиму изоляцией - то же самое, что пугать тонущего человека спасательной лодкой.

Так как же наилучшим образом трансформировать стабильное, но закрытое государство в стабильное и открытое? Исторически, такая трансформация требует, чтобы страна прошла опасный период беспорядков. Некоторые государства, например ЮАР, пережили такую трансформацию. Другим государствам, например Советскому Союзу и Югославии, это не удалось.

На Ближнем Востоке администрация Буша пытается распространять демократию и свободный рынок - по существу, трансформировать закрытые государства в открытые. Однако насаждение такой трансформации извне с большой вероятностью спровоцирует нарастание хаоса в переходный период, в чем ежедневно убеждаются американские войска в Ираке. Подтолкнуть закрытое государство к нестабильности легко, гораздо труднее помочь его гражданам выстроить новую политическую стабильность на основе открытости.

Представьте себе график, где на вертикальной оси расположена стабильность, а на горизонтальной - открытость (как внутри страны, так и открытость к внешнему миру). Если каждую страну обозначить точкой на таком графике, то получится кривая в форме буквы J. Страны, распложенные в верхней части графика, более стабильны, расположенные в нижней его части - менее стабильны. Страны, расположенные справа от углубления в J-образной кривой более открыты, слева - менее открыты. Эта простая кривая описывает многие из неразрешимых вопросов современной мировой политики.

Стабильность страны зависит от ее способности противостоять ударам и избегать их продуцировать. Так, когда в июле президентские выборы в Мексике завершились с минимальной разницей голосов за кандидатов, что повлекло за собой требования пересмотра результатов голосования и массовые протесты в Мехико, местные и иностранные инвесторы не придали значения создавшейся спорной ситуации. Почему? За последние несколько лет политические, финансовые и юридические институты страны добились большого общественного доверия. Правительство стало более компетентным, средний класс растет. Мехико пережило политический шок, но эти выборы выявили внутреннюю политическую стабильность в стране.

Вместе с тем открытость страны определяется степенью, в которой государство позволяет людям, идеям, информации и товарам свободно курсировать в пределах и за пределами своих границ. Переводятся ли иностранные книги на язык страны? Есть ли у граждан доступ к независимым местным, национальным и международным изданиям? Могут ли они беспрепятственно выезжать за пределы страны? Разрешены ли иностранные инвестиции? Могут ли граждане свободно общаться и вести бизнес?

Открытые и стабильные страны, которые находятся в правой части изгиба J, коллективно заинтересованы в том, чтобы сделать открытыми закрытые государства в левой части этой кривой. Однако наиболее могущественной силой, способной изменить то или иное общество, являются люди, которые его составляют. Демократизация Северной Кореи извне не является реалистической задачей для осуществления в краткосрочный период. Напротив, постепенное проникновение в Северную Корею коммуникационных технологий, таких как сотовые телефоны, интернет, спутниковые тарелки и оборудование для текстовых сообщений, с большей вероятностью с течением времени подорвет авторитарное правление изнутри. Вспомните о недавней официальной реакции Северной Кореи, когда к ним через китайскую границу проникли кассеты с южнокорейской мыльной оперой. Известно, что эти кассеты стали так популярны, что по государственному телевидению граждан предостерегли от подражания южнокорейскому жаргону или прическам.

К сожалению, политика США слишком часто помогает авторитарным правительствам изолировать свои народы. Французская компания Alcatel недавно усовершенствовала телекоммуникационную систему Ирана и обеспечила первое в стране высокоскоростное интернет-сообщение DSL. Однако, когда компания приступила к переговорам о слиянии с американской компанией Lucent, некоторые американские конгрессмены выступили с критикой по поводу связей Alcatel с Ираном. Налаживание коммуникационных систем в стране позволило гражданам Ирана более свободно общаться между собой и с внешним миром. Вместо того чтобы осуждать такие действия, Вашингтону стоило бы взять этот пример на вооружение.

Даже ограниченные торговые связи между открытыми и закрытыми государствами способствуют контактам между людьми внутри национальных границ и за их пределами. Приглашая такие страны, как Иран, Россия и Саудовская Аравия вступить в ВТО, открытые государства способствуют формированию там среднего класса и расширяют возможности развития большей открытости. Это не произойдет в одночасье. Куба и Бирма уже являются членами ВТО, однако это лишь первый шаг в начале длинного пути.

Между тем в краткосрочной перспективе это может стать крайне дестабилизирующим шагом. Для того чтобы закрытое стабильное государство стало открытым стабильным государством, оно должно пройти через впадину в кривой - переход, характеризующийся большей открытостью и опасной нестабильностью. Готов ли, например, мир к открытым национальным выборам в Пакистане? В Египте? Если бы в следующем месяце в Китае были объявлены свободные выборы, стала бы эта страна более стабильной или наоборот?

Впадина в J-образной кривой - страшное место. В столкновениях между религиозными группировками и в результате акций мятежников в Ираке ежедневно погибают сотни людей. В подобных условиях естественно, что народ хочет побыстрее вернуться к стабильности, даже если для этого придется пожертвовать открытостью. (Россия, например, после хаоса эпохи Ельцина с радостью приняла Владимира Путина, что, по существу, означает добровольное возвращение назад, в левую сторону от изгиба в J-образной кривой по направлению к более стабильному, но авторитарному государству.)

Двигаться вправо по J-образной кривой сложнее, это требует большого количества времени и политического капитала, а в достатке ни того, ни другого в Ираке не наблюдается. Успех потребует многих лет военной и финансовой поддержки. Администрация Буша мало сделала для того, чтобы подготовить американский народ или международное сообщество к такой твердости в преследовании целей. А иракскому народу может недоставать веры в собственное правительство, чтобы он мог пойти на необходимые для достижения успеха жертвы. Если насилие продолжится, Ирак может в итоге прийти к новому авторитарному режиму или скатиться к хаосу, по мере того как местные жители все больше полагаются в защите своих интересов на боевиков исламских группировок.

Помня об этих опасностях, легко понять, почему лидеры стран, расположенных слева, делают все возможное, сопротивляясь любой возможности открытости или перехода. Ким Чен Ир не заинтересован в том, чтобы по городам и весям Северной Кореи разъезжали члены Корпуса мира, рассказывая людям, как живут в остальном мире. Иранские священнослужители стараются не допускать свою молодежь до соблазнов западной культуры, а вместо этого выпячивают попытки Запада запретить Ирану заниматься разработкой ядерной программы.

Действительно, многие авторитарные лидеры знают: если они будут провоцировать США, Вашингтон изолирует их страны, усиливая таким образом их власть. Некоторые из этих провокаций выглядят несколько безумно (как высказывания Ахмадинежада об Израиле или высказывания Ким Чен Ира о самых разных вещах). Но когда Уго Чавес из Венесуэлы или военная хунта Бирмы говорят об опасностях американского вторжения, они не витают в облаках, они просто используют идеи из старого учебника, который помог Фиделю Кастро 47 лет оставаться у власти.

Для Ирана выстоять перед Соединенными Штатами равно победе. На самом деле, в Иране многие, пожалуй, приветствовали бы ввод международных санкций как инструмента объединения Ирана под эгидой режима, лишения местной оппозиции народной поддержки и изменения законов таким образом, чтобы потенциальные реформаторы не смогли получить власть в правительстве.

Напротив, опыт Китая со стабильностью и открытостью менее однозначен. Открытость страны торговле, иностранным инвестициям и продвинутым коммуникационным технологиям, казалось бы, ставят ее по правую сторону от изгиба J-образной кривой. Однако в реальности политический режим помещает ее слева. По существу, власти Китая надеются избежать закономерности, описываемой этой кривой, они рассчитывают за счет повышения благосостояния китайского народа вывести государство на международную орбиту, избежав волнений, которые возникают при освобождении государства от авторитарного правления.

Сможет ли компартия Китая избежать впадины в кривой? Возможно, рост в 11% смягчит общественное недовольство авторитарной системой страны. А может быть, и нет. Порядка 50 тысяч китайских полицейских сейчас занимаются мониторингом интернета, но ежедневно 100 тысяч китайцев впервые выходят в интернет. А опасности резкого спада экономического роста - спад могут спровоцировать устойчивое сохранение высоких цен на нефть или ввод строгих ограничений на поездки в связи со вспышкой птичьего гриппа - способны нанести резкий удар по долговременной политической стабильности в Китае.

Так или иначе, все государства, даже открытые и стабильные, постоянно перемещаются по J-образной кривой. Некоторые государства совершают большой путь, другие перемещаются почти незаметно. Как бы то ни было, история показывает, что все закрытые государство в конечном итоге истощаются или взрываются. Их стены только скрывают от мира их потенциальную нестабильность. Только открытость, связывающая граждан внутри страны и за ее пределами, может помочь выстроить стабильность и социальную и экономическую динамику. Только свободный обмен информацией, ценностями и людьми может способствовать созданию глобальной стабильности, которая обогатит всех, кто будет ее частью.

Иэн Бреммер - президент консалтинговой компании Eurasia Group, автор книги "J-образная кривая: Новый способ понять причины роста и падения государств"

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru