Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 сентября 2005 г.

Корреспондент | La Stampa

Беслан: год траура и загадок

Кремль проигнорировал церемонию

Три стены увешаны фотографиями в рамках. С одной стороны - фотографии мужчин. Они погибли первыми, находясь в комнате, где женщина-камикадзе взорвала себя, их тела были выброшены из окон. С другой стороны - портреты женщин и детей, вокруг этих фото самые острые переживания, безутешный плач. Добровольцы из Красного Креста дежурят в этой части здания с водой и успокоительными таблетками наготове. Одна мама теряет сознание, ее выносят из здания. "У нее убили всех, она осталась одна", - говорит мужчина, снимая головной убор.

В противоположном углу, который обходит стороной большинство посетителей, которые вчера заполнили школу Беслана, чтобы почтить память 331 жертвы самого жестокого теракта в российской истории, - фотографии 11 спецназовцев, погибших в бою с террористами. "Бедные ребята, ведь погибли и они тоже", - говорит пожилая женщина, положив одну красную гвоздику из букета перед снимками военных.

Кто-то два дня назад украсил стены того, что осталось от бесланской школы, белыми, красными и черными полотнищами. На них были написаны названия городов, пострадавших от старых и новых террористов: Мадрид, Нью-Йорк, Гданьск, Лондон, Дрезден, а также детей, жертв насилия других, более ранних терактов, от Аргентины до Никарагуа, от Сомали до Дарфура.

Учительница Лариса Кокова говорит, что, возможно, это была инициатива одной из миротворческих организаций, которые работали в Беслане весь прошлый год. Но, по мнению Александра, студента, изучающего информатику, "это сделали люди из ФСБ, потому что им удобно ставить на одну доску Беслан и Мадрид, Беслан и Нью-Йорк, сравнивать со всем остальным миром". "Но то, что произошло в Беслане, - это совсем другое, - говорит он, - однако мы никогда не узнаем правды".

Вчера весь день по громкоговорителям транслировались траурные мелодии "День гнева" и Ave Maria. Беслан защищался от осады журналистов и любопытных единственным оружием, имевшимся в его распоряжении: болью за погибших и гневом против тех, кто их убил.

Церемония началась православной службой. Многие жертвы были мусульманами. "Но среди террористов было слишком много мусульман, чтобы совершать на церемонии поминовения исламский ритуал", - заявил президент Мамсуров. Затем прибыли местные власти и Дмитрий Козак, полномочный представитель президента в Южном округе. Из Москвы не приехал никто.

"Путин должен был приехать,- говорит учительница Кокова, - потому что людям надо сказать, что ответственные будут найдены, но думаю, что он приедет завтра или 3 сентября". "Он в отпуске, - говорит ее коллега Звета Зилова, которая во время теракта потеряла дочь и сама была ранена. - Можно подумать, ему есть до нас дело".

Результаты расследований, федерального и проводимого осетинской прокуратурой, до сих пор не обнародованы. Председатель думской комиссии Торшин заявил, что "еще очень много непонятного" и что "следует сохранять спокойствие и не поддаваться эмоциям".

Между тем обстановка в Беслане накаляется: деньги, пролившиеся над городом дождем, не были поделены равными частями, есть и такие, кто не получил и рубля лишь потому, что в их семьях не было погибших. "Мой сын видел, как погиб его лучший друг, - говорит Валентина Зимаева, - и с тех пор его по ночам мучают кошмары".

Отчаявшись дождаться имен виновных и равной справедливости для всех, некоторые матери попросили политического убежища "в какой-нибудь стране, где соблюдаются права человека": "Мы не можем и больше не хотим жить в России, где человеческая жизнь ничего не стоит".

Толпа жителей Беслана пошла стеной на директора школы - пожилая женщина приехала на церемонию памяти в черном платье, в сопровождении двух внуков. "Убийца, убийца!" - кричали жители. Она была вынуждена уйти, чтобы избежать столкновения с разъяренными женщинами. "Ее обвиняют потому, что именно она нанимала рабочих, которые ремонтировали школу, - говорит Татьяна Рубаева, ее дочь была в школе, но ее тела так и не нашли. - Многие уверены, что рабочие помогали террористам прятать и накапливать оружие в школе. Но я ее знала как хорошую директрису, я не верю в эти обвинения".

Сусанна Дудиева, председатель комитета "Матери Беслана", поедет в Кремль в составе делегации из восьми человек, отобранных президентом Мамсуровым. "Мы искали Путина целый год, и он нам ни разу не ответил, но я туда поеду, потому что он должен посмотреть мне в глаза, - говорит Дудиева, стараясь не расплакаться. - Наших детей продали за бесценок, были проигнорированы переговоры, они способствовали этой резне. Возможно, по их мнению, кавказские дети стоят меньше других детей?"

"Надо думать об оставшихся детях, - говорит учитель физкультуры Павел Кишинец. - На уроках, когда я им говорю просто побегать, многие постоянно оглядываются, другие пугаются, когда я неожиданно хлопаю в ладоши, некоторые все еще плачут".

Занятия в Беслане и во всей Осетии начнутся 5 сентября. Могущественный мэр Москвы Юрий Лужков подарил городу гигантскую новую школу - с олимпийским бассейном, с тренажерным залом, с танцполом и концертным залом, лингвистическими кабинетами, библиотекой, зимним садом, игровым парком и стадионом, который еще в стадии строительства. Но рядом с географическими картами здесь висит инструкция, как распознать бомбу, как ее обезвредить, как распознать женщину-камикадзе и как вести себя, если окажешься в коридоре, где применили огнемет.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru