Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 сентября 2008 г.

Редакция | The Guardian

Тревога сплотила

Вчерашний чрезвычайный саммит ЕС по российскому вопросу не оправдал анонсов - но, впрочем, не было резонов ожидать, что такое возможно. Разрешить кризис за полдня невозможно, а вполне понятные различия между 27 непохожими между собой государствами нельзя сгладить, никого не огорчив. Британские политики стремились к жестким результатам - детальному пересмотру отношений с Россией, как заявил Гордон Браун. Браун успешно выступал за приостановление грядущих переговоров о торговле - это больше, чем ожидалось. Но в то же самое время политики опасались предпринимать какие-либо иные меры, которые немедленно станут болезненным ударом. Даже решение о торговом соглашении, скорее, является символическим жестом, чем подлинной карой: ЕС стремится к заключению новой договоренности гораздо больше, чем Россия.

В результате некоторые могут объявить встречу этаким вялым сборищем в конце лета - очередной демонстрацией слабости ЕС перед лицом внешнеполитических вызовов и напоминанием о невозможности функционировать слаженно по действительно важному вопросу. Но такие выводы заведомо неверны. Да, была проявлена осмотрительность - а это всегда скучнее, но часто полезнее, чем бурные раздоры между государствами-членами. Однако - и это важно - было проявлено и единодушие. Нынешний саммит не стал повторением кошмарной встречи в верхах в 2003 году, когда "старая Европа" ругалась с "новой Европой" по вопросу о том, как реагировать на решимость Америки и Британии вторгнуться в Ирак. Стоит напомнить, что тогда противники немедленных крайних мер оказались правы. Возможно, так случится и на сей раз. Желание урегулировать конфронтацию не всегда является проявлением слабости.

Те, кто хотел бы более существенных результатов, должны также спросить себя, почему таковые оказались невозможными. Бессмысленно просто сваливать вину на ЕС, который, между прочим, не всегда так беззуб, как принято изображать его на карикатурах. Вчера ЕС тоже не проявил беззубости. А тройка в ЕС - Франция, Великобритания и Германия - продолжает проводить общую политику против Ирана. Существует зачаточная структура внешних сношений, есть потенциальные министры иностранных дел. У ЕС есть инструменты, но они бесполезны, когда отсутствует ясная политическая воля. Тот факт, что сейчас ЕС недостает ясности мышления, отчасти является следствием фиаско конституции ЕС и пришедшего ей на смену Лиссабонского договора. Пришло время расплачиваться. Если государства-члены ЕС - не только Великобритания, но и Ирландия, а ранее Франция и Нидерланды, проявившие свою волю на референдумах, - не готовы поступиться толикой своего суверенитета, то ЕС всегда будет трудно нащупать единодушную позицию.

Особенно в отношении России. Два последних раунда расширения породили раскол в политической сфере. С вступлением в ЕС стран Балтии, а также Польши, Чехии, Румынии и Болгарии в контактах между ЕС и Россией зазвучал резко-критический тон. Бывшие вассалы Москвы правомерно испытывают страх. Доныне их голоса тонули в хоре поборников осмотрительности - например, Венгрии и Австрии, и особенно еще одной крупной региональной державы в Центральной и Восточной Европе - Германии. Роль Германии не назовешь блестящей: в 2005 году бывший канцлер от СДПГ Герхард Шредер занял пост председателя совета акционеров проекта по прокладыванию на Запад газпромовского трубопровода - проекта, договоренностям о котором содействовало правительство самого Шредера. Это позорное обстоятельство не означает, что политика Германии в отношении России неверна в целом, хотя неспособность Берлина осознать опасность энергетической зависимости, вопреки предостережениям Польши и других, ныне выглядит крайне неразумной.

Вчерашний саммит в лучшем случае свидетельствовал о том, что государства-члены ЕС сообща осознали, что в действительности представляет собой современная Россия. Есть много поводов для опасений. Отсюда не следует, что налицо борьба добра со злом, либеральной демократии с автократией, схватка, в ходе которой должны вновь разгореться все замороженные конфликты на территории бывшего СССР. Самым слабым вариантом для ЕС был бы его внутренний раскол, но картинные действия, на деле не приносящие результатов, тоже бессмысленны. На данный момент Евросоюзу следует предложить помощь, наблюдателей за соблюдением мирного соглашения и дотошные дипломатические усилия, а также твердость и целенаправленность. Необходима более отважная переоценка российской угрозы, но на вчерашнем саммите заниматься этим было бы несвоевременно.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru