Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 августа 2006 г.

Борис Райтшустер | Focus

Смертный приговор приведен в исполнение

Банкротство ЮКОСа - это очередная кульминация в политическом детективе, который коренным образом изменил Россию. Критики даже говорят о "холодной гражданской войне"

Битва началась за круглым столом. Весной 2003 года Владимир Путин пригласил в Кремль ведущих лидеров российской экономики. Такие встречи прекрасно смотрятся по телевизору.

Ходорковский противопоставил себя Путину

Но один человек не согласился на перемирие. Это был Михаил Ходорковский. Глава крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС отважился нарушить табу: перед включенной телекамерой он с горечью пожаловался на коррупцию, чиновничье злоупотребление властью и неблаговидное поведение "Роснефти", государственного нефтяного концерна и одновременно конкурента ЮКОСа. Особо деликатный момент заключался в том, что государственной компании, подвергшейся атаке, приписывались тесные контакты с обосновавшимися в Кремле выходцами из КГБ; сегодняшний глава ее совета директоров Игорь Сечин - это доверенное лицо Путина.

Арестованный, словно опасный преступник

Ответ не заставил себя долго ждать. Через полгода после нарушения табу, в октябре 2003 года, в аэропорту Новосибирска отряд спецназа захватил частный самолет Ходорковского. Не имея ордера на арест, люди в масках задержали самого богатого человека России, словно опасного преступника. В результате показательного процесса он был приговорен к девяти годам заключения.

Выдвигая все новые спорные налоговые требования, финансовые органы привели когда-то цветущее предприятие к разорению. В 2005 году "Роснефть", конкурент, которого Ходорковский подверг атаке в Кремле, в результате принудительного и одновременно сомнительного аукциона приобрела по цене значительно ниже реальной стоимости важнейшее дочернее предприятие ЮКОСа.

Суд предписал ликвидировать концерн

Решение о ликвидации когда-то образцового российского предприятия, только что вынесенное судом в Москве - не что иное, как приведение в исполнение смертного приговора.

Решение суда - это заранее просчитанный шаг, жалуется Тим Осборн, представитель акционеров ЮКОСа. На самом деле концерн сохранил свою платежеспособность, но российские власти хотят уничтожить его любой ценой. Это предупреждение для всех акционеров, сказал Осборн, а затем сообщил о подаче исков в международные суды.

Режим Путина демонстрирует авторитарность

Фактически дело ЮКОСа - принципиальный поворотный пункт периода правления Владимира Путина. С арестом Ходорковского в 2003 году глава Кремля подвел заключительную черту под первым этапом своего президентства, когда он балансировал между либеральными экономическими реформами и авторитаризмом.

"Холодная гражданская война" началась с атаки на ЮКОС, сказал нашему корреспонденту в декабре 2005 года бывший советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов. "Если закон применяется избирательно, если из двух людей, разбогатевших одним и тем же способом, один получает орден, а на другого надевают наручники, это означает, что в государстве что-то неладно, что в стране царит произвол".

Случай с Абрамовичем доказывает гибкость закона

Этими словами Илларионов намекает на мультимиллиардера и владельца "Челси" Романа Абрамовича, который, как и Ходорковский, нажил колоссальное состояние на спорных приватизационных сделках. Государство в 2005 году приобрело его нефтяной концерн за 13 млрд долларов; и сегодня у Абрамовича превосходные отношения с Кремлем. В отличие от него, бывший глава ЮКОСа Ходорковский находится в заключении в колонии, расположенной у китайской границы на месте бывшего уранового рудника. Сейчас власти пытаются выселить его жену и детей из их дома в Подмосковье.

"Гигантский разбойничий набег"

Очевидно, что действия Кремля в отношении ЮКОСа преследовали несколько целей. С одной стороны, концерн "Роснефть", совет директоров которого возглавляет глава путинской администрации Сечин, при сомнительных обстоятельствах получил важнейшую долю имущества конкурента. Менеджеры ЮКОСа называли это "гигантским разбойничьим набегом".

С другой - Кремль преподал наглядный урок: ЮКОС выбрал курс, независимый от государства, хотел привлечь американских партнеров и самостоятельно построить нефтепровод в Китай. Эти намерения оказалось для Владимира Путина бельмом на глазу: глава Кремля видит в энергетическом секторе рычаг, позволяющий снова превратить Россию в великую державу, и поэтому хочет, чтобы крупные российские нефтяные и газовые месторождения контролировались государством.

Битва между аппаратчиками и олигархами

Дело ЮКОСа стало решающим боем в битве между ключевыми группировками страны: аппаратчиками и выходцами из армии и спецслужб, с одной стороны, и олигархами, которые пришли к власти и деньгам сомнительными способами, - с другой. Если при Ельцине аппаратчики чувствовали себя униженными и надеялись на реванш, то некоторые из богачей, выигравшие от реформ, из капиталистов-хищников превратились - хотя бы частично - в ответственных бизнесменов.

Олигархия надеется на соблюдение правопорядка

В отличие от ельцинского периода, олигархи уже не столь зависимы от государственных чиновников, так как самые лакомые куски бывшего народного достояния уже распределены. Наоборот, экономические магнаты все больше склоняются к западной модели. Если в переходный период беззаконие и чиновничий произвол способствовали сколачиванию ими капиталов, то сейчас для их сохранения они заинтересованы в правовом государстве. Столь же важным для них является сотрудничество с Западом, так как это сулит хорошие шансы на развитие бизнеса.

Интересы аппаратчиков полностью противоположны: они хотят прибрать к рукам самый лакомый кусок экономического пирога. Но там, где во главе концернов находятся западные менеджеры, государственным чиновникам труднее отдавать распоряжения по телефону. А когда приходят западные аудиторы, то им сложнее получать взятки.

Народ считает дело ЮКОСа справедливым возмездием

Дело ЮКОСа не только помогло аппаратчикам сломить власть бизнесменов, но и укрепить имидж Путина внутри страны. Поскольку несправедливая приватизация сырьевых ресурсов, проведенная при Ельцине, с полным на то основанием считается в народе большим разбойничьим набегом, основная масса населения находит арест Ходорковского запоздалым, но справедливым возмездием.

Не в последнюю очередь благодаря строгому контролю над средствами массовой информации другие аспекты дела ЮКОСа практически не проникли в сознание большинства россиян. Например, то, что власти произвольно выбрали своей жертвой всего одного человека, выигравшего от приватизации, и что они, очевидно, стремятся не к созданию социально справедливой структуры собственности, а скорее к ее перераспределению среди правящей верхушки.

Источник: Focus


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru