Архив
Поиск
Press digest
18 сентября 2020 г.
3 августа 2007 г.

Томас Виде, Герд Брауне | Handelsblatt

Борьба за сокровища под Северным полюсом

Россия спорит со своими соседями по Арктике, рассчитывая на ее природные ресурсы

Символическим актом Россия начала гонку за предполагаемые залежи полезных ископаемых в Арктике - при этом запугав соседние государства. Российская экспедиция отправила вчера в глубины Северного Ледовитого океана два батискафа, и в ходе погружения на глубину 4200 метров под толщей льда на дно был водружен российский флаг из титана. На борту одного из батискафов находился вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. 68-летний бородач, который является президентом Ассоциации российских полярников, объяснил перед погружением смысл этой акции: "Арктика наша, и мы должны обозначить там свое присутствие".

Геологи полагают, что там подо льдом сконцентрировано 25% всемирных нефтяных и газовых запасов, кроме того, предположительно, залежи олова, марганца, алмазов, никеля и золота. В связи с тем, что климатические изменения приводят к таянию вечных льдов, растет и жажда государств, имеющих выход к Арктике, воспользоваться этими огромными ресурсами.

Согласно ооновскому соглашению от 1982 года, Россия, США, Канада, Норвегия и Дания получили контроль над зоной полярной области, которая простирается от границ каждого из государств на 200 морских миль. Ни одно из этих государств не может предъявлять претензий на всю полярную территорию. Однако Россия аргументирует свои претензии тем, что хребет Ломоносова, полярная цепь, пролегающая под толщей льда, является продолжением материка, и следственно, территорией России. Таким образом, Россия претендует на самую большую зону влияния. В 2001 году комиссия при ООН отклонила утверждения Москвы, заявив о необходимости проведения дополнительных научных исследований.

Другими словами, целью российской экспедиции является сбор доказательств. Между тем о собственных претензиях на хребет Ломоносова говорят и Дания, и Канада. Власти Дании охарактеризовали вчера российское погружение как "ничего не значащий эффектный трюк для СМИ".

Канада, которая тоже считает себя арктической нацией, с беспокойством наблюдает за российскими попытками экспансии. В государственном гимне страна воспевается как "истинный Север, свободный и сильный". "У Канады нет выбора, когда речь заходит о том, чтобы защищать наш суверенитет над Арктикой", - заявил недавно канадский премьер-министр Стивен Харпер в связи с покупкой новых сторожевых кораблей, которые будут осуществлять патрулирование в Северном Ледовитом океане. "Либо мы будем ее использовать, либо мы ее потеряем". Арктика является ядром национальной идентичности. "Она несет в себе значительный потенциал для нашего будущего".

Даже если политики открыто не говорят об этом, то по расположению границ на карте Канады становится очевидным, что страна практически претендует на часть акватории, расположенной между Северным полюсом и ее арктической островной территорией. "Канада должна быть готова защищать свои интересы в Арктике", - требует Роб Хубер, профессор университета Калгари, занимающийся стратегическими исследованиями. Заявления компаний Exxon Mobil и Imperial Oil об инвестировании миллионов долларов в лицензии на добычу в море Бьюфор (в Северном Ледовитом океане) свидетельствуют о том, что нефтяные и газовые концерны уже настроились на проекты по добыче полезных ископаемых в Арктике. В свете этого российское погружение не стало сюрпризом: "Россия, Канада, Дания и США пытаются определить свою долю в арктическом континентальном шельфе". Канада, согласно Конвенции ООН по морскому праву, должна теперь доказать, что континентальный шельф принадлежит ей - так, как это пытаются сделать русские с хребтом Ломоносова.

Хотя для Канады речь идет прежде всего не о природных ресурсах, а о морских путях. Дело в том, что если в результате климатических изменений арктические льды действительно растают, то Северо-западный проход через канадские острова станет представлять интерес с точки зрения международного морского сообщения. Сегодня корабли, идущие через Панамский канал из Европы в Азию, должны проходить 23 тыс. км, тогда как через Северо-западный проход путь сократится до 16 тыс. км.

Канадские военные опасаются, что морской путь через Арктику к 2015 году будет настолько освобожден ото льда, что на севере страны может открыться незащищенный фланг. "Суверенитет над Арктикой - это не национальный вопрос, а вопрос защиты окружающей среды и безопасности", - утверждает Майкл Байэрс, профессор политологии из университета провинции Британская Колумбия. Если Северо-западный проход станет международным морским путем, то Канада больше не сможет контролировать транзит. "В случае образования пятна мазута у берегов следует ожидать ужасных последствий", - считает Байэрс. Кроме экологических опасностей существует еще и угроза безопасности. Ни у одной страны нет такой длинной береговой линии, как у Канады. Малонаселенная территория - в провинции Нунавут площадью 2 млн квадратных км, к которой относятся острова Северо-западного прохода, живут только 30 тыс. человек - может стать убежищем для нелегальных мигрантов, а также преступников, занимающихся контрабандой наркотиков и оружия.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru