Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 декабря 2015 г.

Петр Померанцев, Натан Геймстер | Foreign Policy

Телевизор против холодильника

"В России это называется "битвой телевизора с холодильником": патриотическая эйфория, которую питает пропаганда, противостоит тускнеющим реалиям экономики. Что окажется более значимым для народа России? Что повлияет на мнение россиян о правительстве?" - пишут в Foreign Policy Петр Померанцев и Натан Геймстер, эксперты британского аналитического центра The Legatum Institute.

"Объективные данные в основном свидетельствуют: дела у России идут плохо, - говорится в статье. - С другой стороны, если посмотреть, как люди в России воспринимают свою страну, все выглядит вполне успокоительно... Живя в упадочной стране, россияне, тем не менее, реагируют на вопросы социологов более позитивно, чем год назад", - констатируют авторы.

"Так как же объяснить разницу между объективной реальностью в России и оптимизмом ее народа? Что из этого подлинное? Во многих смыслах, и то и другое, - считают эксперты. - То, как люди ощущают свой уровень жизни, подчас не менее важно, чем объективно существующие условия. Если человек боится выйти ночью на улицу, качество его жизни может ухудшиться так же, как в условиях жизни в криминальном районе, пусть даже в реальности уровень преступности невысок. Ощущение, что проблема есть (сколь бы необоснованным оно ни было), может быть столь же деструктивным, как и реальная проблема". Авторы приводят в пример Америку: "Население пребывает в подавленном настроении, хотя объективно дела идут вполне неплохо". В России, по их словам, "обратная ситуация: все более жесткий подход Путина к внешней политике, а также его эффективная, современная машина пропаганды отвлекают внимание россиян от снижающегося уровня жизни".

"Однако большой разрыв между восприятием и реальностью возможно поддерживать лишь ограниченное время, - отмечают Померанцев и Геймстер. - В том же году, когда Россия аннексировала Крым, на Украине было свергнуто правительство, которое большинство граждан презирало, однако чувство эйфории продлилось недолго... Сейчас Украина занимает в Индексе благосостояния 70-ю строчку, опустившись по сравнению с прошлым годом на семь позиций".

"Но есть и еще один фактор, о котором следует помнить: разниться могут не только реальность с восприятием, но и восприятие с поведением. При всей общественной поддержке, которой, по официальным данным, пользуется Кремль, ЕБРР показал, что в 2013-2014 годах отток капиталов из России удвоился, повысившись с 61 до 151,5 млрд долларов. Не очень патриотично, что и говорить, - замечают авторы. - Проблема с опросами общественного мнения в условиях авторитарных режимов состоит в том, что иногда непросто определить, насколько честно отвечают респонденты. В таких странах, как Россия, пропаганда занимается не только внушением идей - она также может посылать населению сигнал с требованием соблюдать определенный кодекс, который определяет, что следует и что не следует говорить публично, если хочешь остаться цел, - особенно когда говоришь с социологом".

"Телевизор, похоже, бывает мощнее холодильника, - подводят Померанцев и Геймстер промежуточный итог. - Если обратиться к другой метафоре, Путин - это тореадор, и пропаганда - тот плащ, с помощью которого он избегает быка реальности. Пока ему это успешно удается, однако путинская стратегия заставляет задаться вопросом, какие еще патриотические и военные победы ему потребуются, чтобы держать быка на почтительном расстоянии".

"Во многих странах объективные и субъективные данные идут бок о бок: когда условия хорошие, то и в восприятии граждан они хороши (и наоборот). Но иногда интереснее всего именно зазор между восприятием и реальностью. Зачастую можно найти простое объяснение. Скажем, ощущение коррумпированности может повышаться в странах, где ведется успешная борьба с этой проблемой, а СМИ освещают судебные процессы и привлекают внимание к коррумпированным чиновникам", - говорится в статье.

"В случае с Россией разница между восприятием и реальностью, скорее всего, объясняется изощренностью кремлевской пропагандистской операции, - предполагают авторы. - Данные из США, напротив, отражают тот факт, что в странах с развитой демократией граждане, как правило, более требовательны к своему правительству. Вот почему восприятие имеет важное значение. Экономистов учат, что спрос определяет предложение. Если люди не требуют (или не могут потребовать) более компетентное правительство, они его не получат".

Источник: Foreign Policy


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru