Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 июля 2007 г.

Джордж Векси | The New York Times

Пусть МОК выберет самый гостеприимный двор

Всегда прислушивайтесь к тому вашему соседу, который придерживается принципа NIMBY (аббревиатура от первых букв фразы "Not in my backyard" - "Только не у меня на дворе". Это понятие обычно означает нежелание видеть на своей территории нечто неприятное или опасное. - Прим. ред.). Таково мое жизненное кредо, и свою правильность оно доказало. Если достаточно большая толпа скандирует: "Только не у нас под боком! Только не в нашем дворе!", то это наверняка означает, что они решительно против нового проекта, будь то высоковольтная ЛЭП, автострада или какой-то нелепый гибридный спорткомплекс (не будем указывать пальцем, но вы меня и так поняли).

Именно поэтому членам Международного олимпийского комитета завтра, когда в Гватемале состоится голосование, следует прислушаться к голосам протестующих из австрийского города Зальцбург и избрать для проведения зимних Олимпийских игр 2014 года южнокорейский Пхенчхан.

Пхенчхан годится лучше, чем Зальцбург или российский Сочи не только потому, что его планы производят наилучшее впечатление, но и по той причине, что Южная Корея за недавний период уже дважды показала себя как чрезвычайно толковая и гостеприимная хозяйка крупных спортивных соревнований.

Есть и еще одна веская причина для выбора Пхенчхана - результаты опроса, опубликованные в начале июня оценочной комиссией МОК. 27% жителей Зальцбурга категорически против проведения Олимпиады в их городе, еще 18% - скорее против. В Сочи категоричных противников и тех, кто "скорее против", по 7%. В Пхенчхане эти показатели составляют, соответственно, 3 и 2%.

Значит, в Зальцбурге протестующих предостаточно. И вполне возможно, что правда на их стороне. Зальцбург является центром зимних видов спорта с тех времен, когда этот юнец Моцарт сочинял концерты, и местным жителям вовсе не нужно, чтобы охранные кордоны, предусмотренные регламентом Олимпиады, и команды телевизионщиков перегораживали улицы их города, мешая нормальной жизни.

У южных корейцев не только есть место и деньги для строительства современных олимпийских объектов, но и необходимость кое-что доказать в том, что касается их нации.

"Спорт объединяет людей", - говорит Хан Сын Су, бывший председатель Генеральной Ассамблеи ООН и посол Южной Кореи в США, а ныне председатель заявочного комитета Пхенчхана.

"Я полагаю, что мировое сообщество обращает внимание на корейский народ и быстрый экономический рост нашей страны", - сказал вчера в телефонном интервью Хан, экономист по образованию.

Тут также потребуется "качественный скачок" в геополитическом доверии - ведь, отдав предпочтение Пхенчхану, МОК проголосует за город всего в полутора часах езды от демилитаризированной зоны, разделяющей Северную и Южную Корею, - территории, которую президент Клинтон когда-то назвал "самым страшным местом на Земле".

Проведение Олимпийских игр вблизи границы фактически послужит декларацией того, что два государства - половинки одного менталитета - не будут пулять друг в дружку ракетами. Сейчас Северная Корея - это "государство-отшельник" - умеряет свою ядерную фразеологию и одобряет проведение зимней Олимпиады близ своих границ. Северная Корея даже согласна на то, чтобы в конечном итоге обе страны представляла общая команда. Северные корейцы хотят, чтобы она была сформирована по количественному принципу "половина на половину", а южные - чтобы в нее входили просто самые лучшие спортсмены. Это как тот затянувшийся на десять лет спор о том, какой стол выбирать - квадратный или круглый.

Еще важнее, что МОК неустанно пропагандирует примирение враждующих сторон через спорт и уже наблюдал, как Южная Корея справилась со своими задачами на летней Олимпиаде 1988 года.

"Северная Корея бойкотировала Олимпиаду в Сеуле", - вспоминал вчера Хан. Он добавил, что "напряженность была очень высока", подразумевая народные волнения в Южной Корее накануне Игр. Тем не менее Олимпиада прошла, став праздником пестрых цветов, доброй воли и компетентности организаторов, а мир познакомился с одной из значимых стран Азии.

"Теперь напряженность снизилась", - заметил Хан. Его бывший помощник Пан Ги Мун, ныне генсек ООН, недавно назначил Хана спецпосланником по вопросам климатических изменений.

Сейчас Хану 70 лет. Он вырос в провинции Канвондо, где находится Пхенчхан. Он вспоминает, что разделенная нация много лет жила бедно, но подчеркивает: "В последние 40-50 лет у нас наблюдается значительный экономический рост".

"Теперь у нас есть инфраструктура для того, чтобы построить современные олимпийские объекты", - заключил он.

В воскресенье после прибытия в Гватемалу канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр раскритиковал концепцию примирения.

"Чем вы будете руководствоваться при голосовании - идеалами олимпийского движения или геополитическими соображениями? - сказал Гузенбауэр, по данным Associated Press. - Мы не нуждаемся в том, чтобы вкладывать в Олимпийские игры какой-то специфический для нас смысл. Полагаю, что мы можем предложить нечто особое - больше эмоций, больше страсти. А именно в этом отчаянно нуждаются Олимпийские игры".

Больше эмоций? Больше страсти? Австрийский канцлер наверняка никогда не видывал корейцев. Значит, он не был в Южной Корее в 2002 году, когда эта страна разделила право на проведение турнира на Кубок мира с Японией, и все надели красные футболки, поддерживая фантастический прорыв национальной сборной в полуфинал.

Но настрой - это еще не все. На голосовании четырехлетней давности Пхенчхан недобрал несколько голосов, уступив канадскому Ванкуверу в соперничестве за право провести Олимпиаду 2010 года и слегка опередив Зальцбург. Нынешним планам проведения Олимпиады, поданным Зальцбургом и Пхенчханом, МОК недавно выставил одну и ту же оценку - "отлично", хотя к Зальцбургу, как мне показалось, придирались больше. Сочи удостоился холодной оценки "очень хорошо".

На зимней Олимпиаде 2006 года в итальянском Турине Австрия стала героиней скандала, связанного с допингом: в конечном итоге, от соревнований отстранили 6 спортсменов и 14 тренеров и их помощников. В Южной Корее тоже недавно был некий скандал - бывший видный представитель олимпийского движения Ким Юн-Йонг был приговорен к 30 месяцам тюрьмы за хищение.

Все три государства пускают в ход, так сказать, тяжелую артиллерию. Вчера в Гватемалу прибыл президент Южной Кореи Но Му Хен. Ожидают и российского президента Владимира В. Путина, который по дороге сделал остановку в штате Мэн для визита к президенту Бушу.

Заявочный комитет Сочи воздвиг в Гватемале, столице одноименной страны, свой собственный каток, где, как ожидается, выступят великий хоккеист, а ныне член национального Олимпийского комитета Слава Фетисов и олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко.

Канцлер Гузенбауэр попытался повысить реноме Австрии, подчеркнув близость Зальцбурга к традиционным посетителям соревнований по зимним видам спорта - жителям Европы и США, но Хан отметил, что на дворе новый век, заявив: "В Азии, неподалеку от места проведения Игр, живет миллиард человек".

Принимать у себя Олимпиаду - большая, но дорогостоящая честь. Иногда летними Олимпийскими играми пользуются как предлогом для реконструкции города - так поступает Пекин, так действовали в недавнем прошлом Афины, Атланта и Барселона. Но зимние Олимпиады не столь надежное вложение капитала - как-никак, делать ставку на спорт, требующий холодного климата, в условиях глобального потепления... Значительное число благоразумных жителей Зальцбурга полагает, что такие сложности им ни к чему, но корейцы, справедливо или опрометчиво, стремятся устроить в 2014 году дорогостоящий праздник. И, если судить по их усердию и воодушевлению, они его заслужили.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru