Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 октября 2003 г.

Фридманн Колер | Stern

Когда в Москве рвались снаряды

4 октября 1993 года в Москве рвались снаряды. По приказу президента Бориса Ельцина по Белому дому, резиденции парламента на Москве-реке, был открыт танковый огонь. Десять лет назад под градом пуль закончилось кровавое противостояние между главой Кремля и Верховным Советом, в котором командовали национал-коммунисты. Прежде чем новому руководству России удалось подавить последнюю попытку возрождения Советского Союза, погибло более 120 человек.

После десятичасового обстрела противники Ельцина сдались. Среди них были бывший вице-президент Александр Руцкой, бывший глава парламента Руслан Хасбулатов, а также около 700 депутатов и военных. Черный дым вырывался из окон горящего Белого дома.

Горькая победа

Если это и было победой российской демократии, которой тогда едва минуло два года, то победой горькой. Ельцин и сам понимал всю трагичность приказа об обстреле. Позже он говорил о "смрадном дыхании братоубийства".

Президент и избранный еще в советское время Верховный Совет враждовали друг с другом с 1992 года. Ельцин хотел подвергнуть страну "шоковой терапии" экономических реформ. Депутаты противились этому изо всех сил, выступая против приватизации.

Осенью 1993 года ситуация достигла наивысшего накала. 21 сентября Ельцин объявил Верховный Совет распущенным и назначил новые выборы. В свою очередь парламент объявил главу государства низложенным. Новым президентом был провозглашен Руцкой. Депутаты вооружились и забаррикадировались в Белом доме. Православный патриарх Алексий II безуспешно пытался навести мосты между враждующими сторонами.

"Призрак ходит..."

Снова возник призрак августовского путча 1991 года, поэтому западные друзья, как, например, федеральный канцлер Гельмут Коль, встали на сторону российского президента. В 1991 году Ельцин тоже защищал Россию от попытки коммунистических ястребов повернуть время вспять - по странному совпадению, тоже в Белом доме.

3 октября 1993 года Руцкой приказал своим сторонникам захватить мэрию и телецентр в Останкино. Лишь в сражении у подножья телебашни было убито 46 человек. Ельцин объявил в Москве чрезвычайное положение и отдал приказ о штурме Белого дома.

Россия помнит эти кровавые октябрьские дни и задается вопросом об их значении. "Самое важное - это новая Конституция, которую мы приняли в декабре 1993 года", - говорит сегодня Сергей Филатов, тогда - глава ельцинского штаба. Еще не отойдя от шока тех дней, большинство проголосовало за новый Основной закон. Он дал президенту в Кремле практически неограниченную власть и оттеснил парламент на обочину политического процесса.

Однако и при помощи этой Конституции ослабить коммунистическую фракцию в парламенте не удалось. Паралич в результате войны между президентом и Государственной Думой, взаимные угрозы роспуска и импичмента продолжались до конца 1999 года, до отставки Ельцина. Его преемнику Владимиру Путину в значительной степени удалось нейтрализовать коммунистов в парламенте. И все же компартия на ближайших выборах в Думу 7 декабря снова составит серьезную конкуренцию прокремлевским силам.

Пенсионер на госдаче

За смерть стольких людей никто в России по-настоящему не был привлечен к ответу. "Погибли солдаты, милиционеры, простые российские граждане, - писал журнал "Коммерсант-Власть", - но никто из политиков". Независимо от того, по какую сторону баррикад они находились, основные действующие лица продолжили свою карьеру. Хасбулатов после четырехмесячного заключения был выпущен на свободу и сегодня снова является профессором-экономистом. Руцкой был выбран губернатором Курской области и покинул этот пост в 2000 году. Ельцин ведет жизнь обеспеченного пенсионера на госдаче под Москвой.

Источник: Stern


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru