Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 сентября 2003 г.

Роберт М. Гейтс | The Wall Street Journal

Как не надо реформировать разведку

Конгресс возвращается с каникул, президентская кампания набирает обороты, и можно ожидать новых предложений по реорганизации наших разведывательных служб для более успешной войны против терроризма. Последние идеи основываются на выводах и рекомендациях, сделанных в докладе о действиях ЦРУ и ФБР перед 11 сентября.

Рекомендации, предложенные двумя комитетами конгресса по разведке в конце июля, касаются уничтожения барьеров между двумя структурами, улучшения обмена информацией о терроризме между правоохранительными органами и разведывательными службами, координации и интеграции списков подозреваемых в терроризме, взятых под наблюдение, подотчетности конгрессу. Они заслуживают внимательного рассмотрения и в некоторых случаях требуют незамедлительных действий.

Но в докладе есть как минимум одно плохое предложение: старая идея о создании поста начальника национальной разведки. Это пост, не зависимый от какого-либо органа, и тот, кто его занимает, имеет полномочия руководить всеми американскими структурами, занимающимися внешней разведкой. На первый взгляд, такой подход может показаться логичным, но реальный сценарий в Вашингтоне будет совсем иным.

В настоящее время директор ЦРУ осуществляет надзор за десятком разведслужб. По закону, он определяет для них единые разведывательные приоритеты, готовит их бюджеты, являющиеся частью национальной программы внешней разведки. Однако реально он "контролирует" только ЦРУ, что же касается других служб (Национальной службы безопасности, Управления военной разведки и Национального разведывательного управления), то он не может назначать их руководителей, контролировать их повседневные операции, менять их внутреннюю структуру и влиять на карьеру сотрудников.

Хотя директор отвечает за работу этих структур и их расходы, он не имеет реальной власти управлять ими. Именно это хочет изменить конгресс. Комиссия Скаукрофта в прошлом году, по существу, пришла к тем же выводам.

Камнем преткновения является реальность бюрократической и политической жизни в Вашингтоне. Директор национальной разведки, как ни называй эту должность, может иметь реальную власть над всеми американскими службами внешней разведки и проводить изменения, на которых настаивает конгресс, только в том случае, если он действительно контролирует их деньги и назначает их руководителей.

Исторически сложилось так, что 85% средств национальной программы внешней разведки (NFIP) осваивает министерство обороны, которое руководит всеми крупными разведывательными организациями, за исключением ЦРУ. Трудно предположить, что министр обороны, особенно нынешний, добровольно откажется от контроля над рядом крупных организаций и их бюджетами, исчисляющимися миллиардами долларов. Без такого контроля новый пост будет не чем иным, как дорогой витриной.

Второй проблемой является то, что, согласно недавним предложениям, новый начальник не является директором ЦРУ. Иными словами, у него не будет никакой бюрократической базы в Вашингтоне. В реальном мире это фатальная слабость.

Однако есть способы усилить директора ЦРУ в рамках существующей структуры, что означало бы изменение его возможности руководить разведслужбами и свести их воедино, осуществить интегрированный подход, являющийся, по общему мнению, желательным. Конгресс должен дать директору постоянную и неограниченную власть над деньгами и постами в американских службах внешней разведки. Конгресс может обеспечивать через бюджетный процесс. Тестом для исполнительной власти стала бы успешность работы.

Что касается других организаций, финансируемых за счет NFIP, соответствующий министр должен представлять кандидатов на посты директоров этих служб директору ЦРУ, который и решает вопрос об их назначении. Назначенные им руководители будут понимать, кому делать доклады по вопросам внешней разведки. Эти и другие меры существенно усилят существующий пост.

В нынешний момент нашей истории, в ходе войны против терроризма, было бы рискованной ошибкой создавать новую структуру для руководства внешней разведкой.

Еще одно предложение по реформе. Отмените сроки, ограничивающие пребывание конгрессменов в комитетах по разведке. Разведка - сложный и трудный процесс. К моменту, когда сенатор или член палаты представителей начинает разбираться в этом процессе и задавать осмысленные вопросы, приходит время ротации.

В разведывательном сообществе и взаимоотношениях между спецслужбами, в том числе, ЦРУ и ФБР, после 11 сентября многое изменилось. Проведены крупные структурные изменения, создано министерство внутренней безопасности. Однако, как явствует из доклада конгресса, дальнейшие изменения во внешней разведке США, несомненно, нужны, нужны изменения в повседневной координации, кооперации и интеграции действий. Способы ведения внешней разведки не должны быть предметом политических кампаний.

Гейтс - офицер разведки, при президенте Рейгане был заместителем директора ЦРУ, при президенте Буше старшем - директором ЦРУ.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru